Выполнил: ученик 7 А класса МОУ СОШ 9 г. Ртищево Мачильский Владислав Руководитель: учитель русского языка и литературы Попикова Ольга Михайловна
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский
Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади
Цель работы: Выявить особенности культуры речи и общения учащихся нашей школы. Задачи: В ыяснить значение понятий культура речи и нормы литературного языка. Выявить в речи учащихся отступление от норм литературного языка, определить причины их нарушения. Воспитывать уважительное отношение к слову.
«Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь»
Прозвища и клички
Великие мастера русского слова
«… В необыкновенной, никогда не слыханной тишине загорается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спят птицы, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы. И только совы летают над костром медленно и бесшумно, как комья белого пуха …» К.Г. Паустовский
Словарный запас учеников 7-х классов МОУ СОШ 9 Замолчи – заткнись, заглохни Не понимаешь – не догоняешь Глупый – тормоз, тупой Плохой – конченный, беспонтовый Высокий – дылда, оглобля Ударить – вмазать, долбануть Голова – чердак, башня, тыква Предатель – стукач Парень – чувак Одежда – шмотки, прикид, тряпки
Отношение родителей к сленгу
Невербальные способы общения
Немое кино
Жесты
Как мы относимся к слову? СЛОВО Кол-во уч-ся, допустивших ошибки В процентах Баловать50100% Завидно2040% Начался50100% Звонить3060% Каталог2550% Щавель4590% Договор4080% Километров1530% Красивее4080% Столяр4182% Мизерный3774% Жалюзи1428% Случай00% Взяла48% Цемент12%
Правильно ли мы используем слова в своей речи? 1. Я ложу книгу в портфель. 2. Я хочу покласть книгу в портфель. Из 50 учащихся 20 ошибок не увидели, то есть 40%. На вопрос, как сказать правильно: «Я сотру или стеру с доски?»- правильно ответили 20 человек, то есть 40%. 1. Я надел ботинки. 2. Я одел на брата пальто. 3. Я одела новое пальто. 4. Я надела на брата куртку. Допустили ошибки- 36%.
Нарушение норм речи учащихся МОУ СОШ 9 Многие вместо глагола класть употребляют глагол ложить. В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола покласть. Очень распространено в речи употребление вместо притяжательного местоимения их просторечной формы ихний. Слова тюль, толь, кофе мужского рода. Часто их употребляют в женском и среднем роде. Неправильное употребление формы слова: стеру (вместо сотру).
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести А. Кушнер
Пусть слова бегут вперед игриво, Радуя, лаская и смеша. Как приятно говорить красиво, Сленгом в разговоре не греша.