1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Фронтальная работа с классом. Выполнение задания «Проверь себя!» 1.Определи,какие слова являются однозначными, а какие многозначными: играть, плыть, картина, кресло, тетрадь, ручка, морж, бурундук. 2.Как ты понимаешь выражение «прямое и переносное значение слова»? 3.Включи слова ледяной, золотой, серый, кипеть, цвести в сочетания слов так, чтобы они были употреблены в прямом и переносом значении. 4.Выбери правильный ответ. Синонимы - это слова: а)противоположные по смыслу б)близкие по смыслу в)разные по смыслу. 5.Выбери правильный ответ. Антонимы – это а)противоположные по смыслу б)близкие по смыслу в)разные по смыслу.
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Беседа. Внимательно послушайте стихотворение. Веселая грамматика Существительное школа, Просыпается глагол. С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы местоименье, Бьет числительное семь, За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. О. Высотская -Все ли части речи названы в стихотворении? -Что такое части речи? - Назовите особенности каждой части речи.
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Сегодня на уроке мы приступаем к изучению темы «Части речи», вспомним, какие части речи вы уже знаете, поговорим об особенностях каждой части речи и о том, как определять разные части речи в предложениях. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 4.1.Работа по таблице. Часть речиЧто обозначает На какие вопросы отвечает Как изменяется Имя существительное предметКто? что?По числам, вопросам,родам
К какой части речи относятся слова и, а, до, но? Прочитайте определение, которое приведено на с. 86 учебника. Для чего служат союзы? Каким членом предложения могут быть союзы? (Союз не является членом предложения.) 5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 5.1 Зрительный диктант. Определите части речи в каждом предложении. На то и печь, чтобы в ней пироги печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. В углу раздался детский плач. И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!». Принадлежат ли одинаковые по звучанию слова к одной части речи? 5.2. Игровое задание «Третий лишний». Установите, по какому принципу слова объединены в группы, исключите лишнее слово. Один, одиночка, одиночество. Глагол, наречие, предлог. Подлежащее, приставка, сказуемое.
3.Составление предложений. Составьте с данными словами предложения: учитывайте их значение в каждом конкретном случае. Три (числительное и глагол); пила (существительное и глагол); простой (прилагательное и существительное). Чем похожи и чем различаются рифмующиеся слова? 6. ИТОГ УРОКА -Итак, какая часть речи обозначает предметы? -Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью … (имен прилагательных). -Предметы осуществляют действия, которые в языке передаются с помощью … (глаголов). -Многие предметы можно измерить, определить их количество. для этого используются … (имена числительные). -У действий есть свои признаки. -Эти признаки действий в языке передаются с помощью … (наречий). 7. Домашнее задание Выполнить упражнение 178 на стр.87