Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Д ИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ». Урок русского языка в 5 классе Учитель: Веселова Н.Г. МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Advertisements

Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
Диалектная лексика Новоспасского района. Россия Новоспасский район.
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Вятские диалекты Работу выполнила Работу выполнила ученица 5 класса ученица 5 класса Рыбина Яна.
Диалектные слова Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского язык и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений.
Русской речи государь по прозванию СЛОВАРЬ… Информационно-исследовательский проект учащихся 4-б класса МОУ СОШ 4 г. Александров.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений роль диалектных слов в речи Учить.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Диалектизмы. Труды мои со словарём никогда не окупятся, но с избытком окупаются надежды на пользы его. В. Даль.
Повторение и обобщение знаний по теме: «Наречие».
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
ЛЕКСИКА Обще- употребительная Имеющая Ограниченную сферу Употребления Диалектизмы Профессионализмы Термины жаргонизмы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАБОТУ ПРОВЕЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ИВАШКИНА АНАСТАСИЯ УЧИТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА И.М. ОКТЯБРЬ 2008.
Ребята, какая часть речи может так о себе говорить? Я – часть речи интересная Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет.
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ.
Транксрипт:

Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской

В гостях у бабушки.

рогач махотка пригрубок чекамас могутный поташки серушка усынка могутный щарба чирики парцменки утиральник рушник Непонятные слова.

махотка - горшок пригрубок – печка чекамас - окунь могутный - непоседливый щарба - уха поташки – помидоры серушка – плотва усынка – узкое место в реке чирики – обувь парцменки – домашние тапочки утиральник – полотенце для рук рушник – полотенце для гостей махотка - горшок пригрубок – печка чекамас - окунь могутный - непоседливый щарба - уха поташки – помидоры серушка – плотва усынка – узкое место в реке чирики – обувь парцменки – домашние тапочки утиральник – полотенце для рук рушник – полотенце для гостей

ЗАПОМНИ! Слова, которые употребляют жители определённой местности – МЕСТНЫЕ или ДИАЛЕКТЫ

Речь бывает Устной и письменной диалекты общеупотребительные слова

Запиши в тетрадь! Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность общественного языка, говор.

Тема урока: ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА

Русский язык – богатство. «Это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный…Было время, наречия резко отделялись друг от друга и не менялись веками… ведь жители разных частей нашей Родины – тверяки, псковичи, куряне – почти никогда не встречались…

Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!» Лев Успенский «Слово о словах».

Владимир Иванович Даль

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.

Особенности ДИАЛЕКТОВ: 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ; 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ; 3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ; 4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ: * Особенности произношения: хвартук – фартук, святы – цветы; * Оканье (северное наречие): окно, корова, посад, полома; * Аканье (южное наречие): акно, карова, Кастрома; * Постановка ударения: былу - было

Словообразовательные: Волчиха – волчица Спервака – сначала Быват - бывает

Морфологические: * отсутствие категории среднего рода – Крылец – крыльцо, масла – масло; * Род. п., ед. ч., ж. р. на –а с окончанием –ы * Д. п.,ед.ч., ж.р. на согласный с окончанием –е (в грязе) * Т. п., ед.ч. прилагательных совпадает с П. П., ед. ч. (в большим доме)

Диалектология в г. Томске

О. И. Блинова, профессор ТГУ

Хозяин, не затопить ли нам печь? Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.

Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник девался? Посмотри на печке!

Да у нас печки-то нет! А самовар у нас есть?

Есть, есть! На столе стоит, закипает А вот стола- то у нас и нет!

А махотка где? Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.

И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай.

Ты, рушник, расскажи скороговор ку. А ложка да самовар пусть частушки поют!

Рефлексия Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарбы, пригрубок, могутный, печка, махотка, уха, непоседливый, рябуха, спервака, бывает, бульба, свекла, сначала, картофель.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! Волк, петух, полотенце, печка, помидоры, уха, свекла, сначала, картофель. Кочет, поташки, утиральник, бирюк, рушник, щарба, пригрубок, могутный, махотка, непоседливый, рябуха, спервака, бульба.

Домашнее задание. « На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих. И учёным, которые охотятся за словами, приходится пускаться в далёкие, порою нелёгкие странствия». Лев Успенский.

Вы можете выступить в роли исследователей. Поговорите с соседями, родными, вспомните слова, которые употребляют жители нашего посёлка или других деревень, где вы бывали. Составьте 2 – 3 статьи с диалектными словами по образцу:

Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки. Гутарить – говорить. Давай гутарить про наряды. с. Доброе, Липецкой области, А. М. Корнев, 1977 г.

Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно относиться к носителям диалектной речи и к ней самой. Наоборот, надо по КРУПИЦАМ собирать её, так как речь сегодняшняя засорена. ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К БОГАТСТВУ НАШЕЙ РЕЧИ.

Спасибо! Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ» Томского района Тетерина С. П. 2011г.