Домашнее задание по литературе для учащихся 11 Б класса (24-29 ноября )

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ революции в поэме А.Блока «Двенадцать». Автор Дейберт И.А.
Advertisements

Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
Поэма «Двенадцать»- гимн революции? (урок-исследование) учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н.
Черновики А.Блока. 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
Поэтическая версия революции в поэме «Двенадцать» как пророчество и предупреждение.
Основные образы поэмы. Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Стилистические и жанровые особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
Гуманитарное знание и русская литература профессор Минералова И.Г.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» Поэма «Двенадцать» А.А. Блока - первое крупное произведение, посвященное Октябрьской революции. Отношение Блока к революции.
Проверка домашнего задания «На железной дороге» О каких драмах в судьбе молодого поколения, его отношениях говорит стихотворение? Почему стихотворение.
Интегрированный урок по истории и литературе 11 класс.
Образ Христа и многозначность финала поэмы А. Блока « Двенадцать». Подготовила Залунина Людмила Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ.
Краткие биографические сведения А.А. Блока: 16 ноября 1880 г. – Блок родился в Петербурге в профессорской семье, воспитывался в семье деда, профессора.
Презентацию подготовил Ученик 11 класса « Б » Михайлов Влад.
Стилистические, жанровые и композиционные особенности поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
«Когда в воздухе собирается гроза, то великие поэты чувствуют эту грозу, хотя их современники обыкновенно грозы не ждут. Душа поэта подобна приемнику,
А. А. Блока «Двенадцать». «Мир и братство народов- вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий.
Транксрипт:

Домашнее задание по литературе для учащихся 11 Б класса (24-29 ноября )

1. Повторить стихи Н. Гумилёва и А. Блока. 2. Приготовить на проверку письменную работу по произведению А. Блока «12» ( смотри далее дополнительный материал ). 3. Перечитать произведение М. Булгакова " Мастер и Маргарита ".

Борьба миров в поэме А. А. Блока « ДВЕНАДЦАТЬ »

Чего вы от жизни хотите ? Того, что, разрушив обветшалое, люди примутся за постройку нового ? Так бывает только в газетах или у Кареева в истории, а люди – создания живые и чудесные прежде всего. А. А. Блок

Александр Блок в своей поэме Двенадцать обозначил три основные силы, три мира. Три, а не два, как это можно было бы предполагать. Наряду с героями страшного и старого мира и красногвардейцами есть ещё одна сила, светлая и чистая, воплощённая в образе Иисуса Христа. Мы видим, что отношение Блока к революции и рождению нового мира далеко не однозначно.

Блок вскрывает в поэме страшную правду очистительной силы революции : антигуманность, всеобщую озлобленность, проявление в человеке низостей и пороков. Как следствие – потеря чистых человеческих чувств и имени святого, ненависть и кровь.

Автор не стремится надеть на головы красногвардейцев венчики из роз, а, напротив, прикрепляет им на спину бубновый туз – знак каторжников. Но в то же время Блок не торопится обвинять их во всех грехах людских, подчёркивая негативное влияние старого мира с его бесчеловечной моралью : прав тот, у кого власть.

В поэме Двенадцать как отражение трёх сил мы наблюдаем триединство неба, ветра и земли. Каждая из этих составляющих имеет свой символ и цвет. Небо бело от отражающегося в нём снега, а Иисус Христос – символ этой небесной чистоты. Земля окрашена в чёрный цвет, цвет страшного мира, и воплощение чёрного – буржуй, дама в каракуле, писатель - вития, поп. А вот красный цвет – это ветер революции, он крутит подолы, прохожих косит.

Сравнение старой, дореволюционной России со старым шелудивым псом не случайно. Незадолго до написания поэмы Блок обращался к гётевскому Фаусту. Фауст перед явлением ему дьявола подобрал на улице чёрного пуделя. ( Это олицетворение сатаны неоднократно встречается в произведениях как зарубежных, так и русских писателей.) Видимо, этот гётевский пудель и стал прототипом шелудивого пса, а вместе с ним и всего старого и страшного мира.

Что же касается образа двенадцати, то тут мнения исследователей творчества Блока расходятся : одни сравнивают пикет красногвардейцев с двенадцатью апостолами Христа, другие – с двенадцатью разбойниками атамана Кудеяра из поэмы Н. А. Некрасова. Сам Блок говорил, что ему просто понравилось это число, к тому же пикет красногвардейцев изначально состоял из двенадцати человек.

Двенадцать красногвардейцев уверенным, ничем и никем не сбиваемым шагом идут по городу. Они вполне слились с кровавым вихрем революции. Разброда и шатания в своих рядах они не потерпят.

После убийства Катьки Петрухе неловко, но честно, по - человечески раскаивается в содеянном и обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом и вовсе злобу и ожесточение : Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой ! И чтобы заглушить угрызения совести, Петруха действует : Эх, эх ! Позабавиться не грех ! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи ! Отмыкайте погреба – Гуляет нынче голытьба !

И замыкается круг : свобода, данная революцией, породила ещё более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво - красном вихре, трудно остановить ( если вообще это возможно ), потому что они мстят за своё прошлое всем подряд. Вот где чётко прослеживается их крепкая связь со страшным миром, пёс шелудивый никак не отстаёт.

Но вот в этом круге появляется кто - то, кого сначала принимают за врага. Пока он не виден, призрачен. И только в самом финале поэмы этот кто - то предстанет перед всеми в образе Христа. Но до этого момента неясно, кто возьмёт в руки флаг революции и поведёт людей дальше : Бог или дьявол. И, беря в руки кровавый флаг, Христос Спаситель возлагает на Себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития.

Все три силы, как в панораме, проходят перед нами в финале поэмы : впереди в белом венчике из роз Иисус Христос, за Ним идут державным шагом двенадцать красногвардейцев, позади – голодный пёс. Но идёт Христос не по земле, а нежной поступью надвьюжной.

Именно в образе Христа, с кровавым флагом в руках, нежной поступью надвьюжной увлекающего за Собой грешных людей, и воплотил Блок и своё ожидание революции, и свою веру в её очистительную силу, и своё разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей : через любовь и прощение возродится человек к новой жизни.

Спасибо за внимание.