Урок развития речи в 5 классе.
ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
Что можно описать? местосостояниепредмет
Что значит описать предмет? Описать предмет -это значит назвать его признаки. Двигаться от «Д»к «Н». « Д» -сам предмет или его части.
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен. Найдите « данное» и « новое» в тексте? Какие признаки предмета названы? Определите стиль текста?
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен.
Художественный стильНаучный стиль Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землей, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то. Сосна обыкновенная- дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат % жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету.
Попытайтесь сделать вывод об особенностях художественного и научного описания предмета. Как отбираются признаки для таких описаний? Какие языковые средства используются для выражения признаков?
Художественный стильНаучный стиль. Использование выразительных средств. Создание художественного образа. Выделяются самые яркие признаки предмета. Оценочный характер речи. Сведения, имеющие научное значение. Точность, логичность, доказательность. Отсутствие эмоциональности Сухость речи. Научные термины, специальная лексика.
Сравните два текста- описания. Определите стиль каждого из них. Докажите свою точку зрения.( Стр. 359) Домашнее задание: упражнение 886( устно)