Развитие системы регистров и классификаций Материалы расширенной коллегии Агентства по статистике Астана, январь 2011
Актуальность развития системы регистров и классификаций В соответствии с международными стандартами регистры и классификации являются: -базовой основой современных статистических систем; -показателем достигнутого уровня и потенциала развития всей статистической системы; -важной характеристикой развития информационных ресурсов страны
Современное состояние Бизнес регистрЮридические лица Индивидуальные предприниматели Обследования производства товаров и услуг С/Х регистрВсе производители с/х продукции, включая подсобных хозяйства и дачные кооперативы Обследования с/х производства Регистр жилищного фонда Все жилые здания и проживающие в них домашние хозяйства Обследования домашних хозяйств и формирование статистики жилфонда Государственные классификации – 5 ед. Отрасли экономики, продукция отраслей, административно- территориальные единицы, основные средства Ведомственные классификации – 19 ед. справочники ед. Все дезагрегации и группировки показателей, производимых в статистике
Копия ГБД ФЛ Интеграция с административными базами данных: сегодня и завтра Сельхоз Регистр Регистр Населения Бизнес Регистр Регистр жилищного фонда ГБД ФЛ ИС КЛАСС Адресный регистр ЗАГС МЮ МЗ МОН МВД ГБД ЮЛ НК МФ АУЗР ГЦВП МСХ Центры по недвижимости АКИМАТЫГБД РН
Расширение интеграции в 2011 Необходимость развития интеграции отражена в Основополагающих принципах официальной статистики ООН Правовая основа для интеграции улучшена в 2010 (Закон РК «О государственной статистике») Имеется методологическая поддержка в виде международных руководств по использованию административных данных В 2010 году подписаны совместные приказы в целях интеграции с ИС ЗАГС МЮ, МЗ, НК МФ. Началась работа с МОН по созданию персонифицированного учета в сфере образования. Однако имеется ряд вопросов, решение которых можно ускорить при поддержке правительства
Интеграция с МВД Необходима для актуализации регистра населения в части учета внутренней миграции населения 29 декабря 2010 подписан закон по вопросам совершенствования деятельности органов внутренних дел. Этим законом функция учета внутренней миграции населения передана из МЮ в МВД. Поскольку подготовительный этап работ выполнен с МЮ, необходимо дать поручение МВД по обеспечению преемственности работ МЮ в части интеграции ИС документирования населения с Регистром Населения АРКС и обеспечения взаимодействия по передаче данных до конца 2011 года
Интеграция с ГЦВП В настоящее время ГЦВП представляет списки предприятий, перечисливших пенсионные отчисления, и суммы этих отчислений. Это позволяет выявлять активные предприятия в бизнес регистре. Однако, информация передается один раз в квартал на дисках. На следующем этапе планируется получать списки работников, за которых перечислены взносы. Учитывая объем информации, необходимо перейти к взаимодействию в режиме «on line». Соответственно от ГЦВП потребуется решение организационных, финансовых и технических вопросов.
Интеграция с МСХ Необходима для ведения с/х регистра в части учета скота Имеется правовая основа: Закон РК «О ветеринарии», Приказ МСХ «Об утверждении правил формирования и ведения базы данных по идентификации с/х животных» от 2 июня 2010 г. 367 В МСХ РК реализуется проект создания ЕАСУ АПК. В АРКС имеется с/х регистр с данными из похозяйственных книг. Необходимо объединить усилия АРКС и МСХ с целью ускорения развития административного учета скота и использования его в целях статистики
Интеграция с АУЗР Данные по землям с/х назначения в АУЗР и АРКС значительно расходятся. Данные о регистрации сделок купли продажи земли поступают из МЮ в АУЗР не всегда своевременно и в полном объеме Выявлено крестьянских хозяйств, которые занимаются с/х производством, но не зарегистрированы в налоговых органах, а также 1872 дачных кооперативов, не имеющих государственной регистрации Необходимо объединить усилия МЮ, НК МФ, АУЗР и АРКС в части учета земель с/х назначения и их пользователей
Использование единой системы государственных классификаторов Законом «О государственной статистике» введена норма об обязательном применении статистических классификаций в статистической деятельности. Однако, вне статистики вопрос координации и контроля применения государственных классификаций не до конца решен. В Законе «О техническом регулировании» «координация работ по созданию и контроль за функционированием в Республике Казахстан системы классификаций и кодирования технико-экономической информации устанавливается уполномоченным органом». Но практически не осуществляется никем. В результате «ГПФИИР» и «Карта бизнеса 2020» были разработаны в «старом» ОКОНХ, во многих ГБД (адресный регистр, Земельный регистр, ГБД РН, ГБД ФЛ) государственный классификатор КАТО используется, главным образом, для кодирования областей, а для других административных единиц применяются различные ведомственные системы кодирования Отсутствие координации и контроля по применению единой системы классификаций в стране снижает сопоставимость ГБД, увеличивает трудовые и финансовые затраты по их интеграции и использованию
Выводы и предложения МВД и АРКС обеспечить интеграцию ИС «Документирование населения» с Регистром Населения АРКС и начать предоставление индивидуальных данных о внутренней и внешней миграции населения до конца 2011 года ГЦВП и АРКС обеспечить взаимодействие в режиме «on line» по передаче сведений об уплате пенсионных взносов предприятиями, включая идентификационные коды работников, за которых уплачены взносы. МСХ и АРКС обеспечить интеграцию ЕАСУ АПК и статистического сельскохозяйственного регистра и до конца 2011 года начать передачу данных по крупному рогатому скоту МЮ, АУЗР и АРКС улучшить учет земель с/х назначения и их владельцев (пользователей) путем расширения взаимодействия между ГБД РН, Земельного регистра и Статистического сельскохозяйственного регистра НК МФ по спискам АРКС провести работу по выявлению и постановке на налоговый учет действующих крестьянских фермерских хозяйств, которые не состоят на учете в налоговых органах Комитету по техническому регулированию МИНТ совместно с АРКС и другими заинтересованными государственными органами обеспечить координацию и контроль за применением единой системы классификаций и кодирования технико-экономической информации при разработке государственных программ и информационных систем
Заключение Решение рассмотренных вопросов позволит ускорить развитие административного учета в стране, интеграцию е-статистики с другими государственными информационными базами данных и на этой основе повысить качество статистических данных