1 Организация научно- исследовательской работы в школе Лежнева Нина Вячеславовна
2 План выступления Необходимость организации НИР в школе Трудности организации НИР в школе и пути их преодоления Организация совместной НИР учителей и школьников
3 Факторы, определяющие необходимость организации НИР в современной школе I группа. НИР учителей: Существенное усложнение содержание программ и их вариативность; Необходимость разработки новых курсов; Необходимость освоения новых технологий; Необходимость постоянного профессионального саморазвития и самосовершенствования; Введение новых критериев оценки деятельности учителя
4 II группа. НИР школьников: Необходимость стимулирования познавательной мотивации школьников; Освоение технологий учебно- познавательной и исследовательской деятельности; Организация субъект-субъектых отношений; Организация совместной творческой деятельности как основы формирования коллектива и др.
5 Затруднения в организации НИР в школе низкое материальное обеспечение школы, не позволяющее в должной мере оснастить экспериментальную часть исследований; низкая мотивация и недостаточная подготовленность учителей к ведению научно-исследовательской деятельности; отсутствие в школах ставки научного руководителя (консультанта); недостаточно разработанная теоретическая и технологическая основа организации научно- исследовательской работы в школе; низкая мотивация и недостаточная подготовленность учителей к руководству научно-исследовательской деятельностью школьников, обусловленные как психологическими, так и материальными факторами; отсутствие контактов с вузами и другими организациями, на базе которых или совместно с которыми можно выполнять научно-исследовательскую работу и др.
6 Низкая материальная обеспеченность Варианты выхода из сложившейся ситуации Выбор тем исследования не требующих больших затрат Получение грантов различного уровня Получение спонсорской помощи Совместная взаимовыгодная работа с соответствующими организациями
7 Низкая мотивация учителей Варианты выхода из сложившейся ситуации Помощь в вычленении научной составляющей в повседневной работе учителя Организация постоянно действующей консультационной помощи по проблемам НИР Личностно ориентированный подход при организации НИР Моральное поощрение. Предоставление возможностей, а не «плата» за НИР
8 Недостаточная подготовленность учителей Варианты выхода из сложившейся ситуации Обеспечение НИР квалифицированным научным консультантом Научное и психологическое сопровождение учителя на начальной стадии работы Информационное обеспечение Организация совместной взаимовыгодной работы с вузами и научными организациями
9 Отсутствие ставки научного руководителя Варианты выхода из сложившейся ситуации Подготовка квалифицированного специалиста в своем коллективе Помощь ГОРОНО в приглашении научного консультанта Нахождение взаимовыгодных условий работы с вузом Активизация работы УМО
10 СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ Выбор темы исследования Тема учителя, ориентирована на детей: -развитие; -формирование; -становление; -воспитание и др. Тема обучающихся ориентирована на предмет: -исследование; -изучение… -анализ… -решение и др.
11 Пример выбора темы. Краеведение, история Учитель: «Развитие патриотизма старшеклассников во внеклассной краеведческой работе в сельской школе» 4.Предпринимательство на селе: история и современность 2. Становление и развитие образования в селе… 3. Роль женщин в становлении села в …. годы 5. Проявление патриотизма жителями села в военные годы на примере… Молодежь села: история, проблемы и перспективы
12 Пример выбора темы. Психология, социология Учитель: «Формирование готовности старшеклассников к непрерывному образованию» 1. Исследование особенностей ценностных ориентаций старшеклассников сельской и городской школ 2. Исследование уровня самостоятельности старшеклассников в учебной деятельности 3. Анализ проблемы доступности высшего образования для молодежи провинции на примере города… села… 4. Исследование проблем в учебной деятельности у старшеклассников
13 Пример выбора темы. Биология, химия, физика Учитель: «Формирование исследовательской компетенции учащихся 7-х классов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин» 1. Исследование влияние магнитных полей на развитие растений. 2. Исследование уровня загрязнения воды в реке… 3. Изучение состава воздуха в школьном помещении до начала занятий и после занятий 4.Изучение влияния светового режима на домашних животных
14 Пример выбора темы. Математика, физика, химия Учитель: «Развитие творческого мышления подростков при решении изобретательских задач» 1. Проект использования альтернативных источников энергии в городе Троицке 2. Решение проблемы утилизации пластиковых отходов в городе… 3. Оптимизация уборки классного помещения в перерыве между сменами 4.Проект сбережения тепла в школе…
15 Принципы построения совместной работы школьников и учителей добровольность участия школьника в научно- исследовательской работе; субъет-субъектные отношения между преподавателями и школьниками; свободный выбор темы исследования и творческой группы; значимость научно-исследовательской работы для социума и школы; возможность участия в различных всероссийских и международных проектах и конференциях; возможность публикации результатов научно- исследовательской работы
16 Разновозрастные группы НИР Научный руководитель (учитель) Старший участник группы Младший участник группы
17 Смешенные творческие коллективы Для старших участников позволяют: -систематизировать свои знания в выбранной научной области в процессе введения «младшего» члена творческого коллектива в курс дела; развить в ходе совместной работы организаторские и коммуникативные способности, волевые качества, чувство ответственности и др., так как на «старшего» школьника обычно возлагаются организаторские и контрольные функции; получить навыки педагогической деятельности, в том числе и воспитательной, так как мы считаем целесообразным, воспитательную работу проводить не прямыми методами, а косвенными – через «старших» школьников группы; получить навыки публичных выступлений, участвуя в качестве основного докладчика от группы на научных конференциях
18 Смешенные творческие коллективы Для младших участников позволяют: приобрести на время «вхождения» в научно- исследовательскую деятельность куратора из числа старших школьников, который поможет новичку преодолеть многие трудности с которыми «наставник» в недавнем прошлом сталкивался сам; развить критическое мышление при обсуждении научных проблем; приобретение уверенности в своих силах «в скором будущем я тоже так смогу»; более быстрая, чем в иных случаях адаптация к научно-исследовательской среде (сказывается тесный контакт с наставником-старшеклассником)
19 Благодарю за внимание