Я ученица 10 класса. Каждый день вместе с одноклассниками мы получаем знания по различным предметам. Предметов у нас девятнадцать. Учителя одинаково распределяют внимание между всеми учениками, однако наши «доходы» различны. Под своими «доходами» я понимаю отметки за знание школьных предметов, а хорошая успеваемость является показателем «богатства» и «достатка». Как и во взрослом мире, в нашем существует неравенство. В своей работе я постаралась определить степень этого неравенства, используя экономические показатели дифференциации.
Проследить различия в успеваемости класса, выявить причины, устранить недостатки.
Построить кривую Лоренца распределения «доходов» учеников по отдельным предметам; Построить кривую Лоренца распределения «доходов» учеников по отдельным предметам; Выяснить, велика ли дифференциация « доходов»; Выяснить, велика ли дифференциация « доходов»; Проследить причины неравенства « доходов»; Проследить причины неравенства « доходов»; Предложить «беднейшему населению» пути увеличения своих «доходов». Предложить «беднейшему населению» пути увеличения своих «доходов».
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца.кривая Лоренца. Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных.
Рассмотрим класс как отдельный, самостоятельный, экономический субъект, как государство. Ученики – это жители, их 18 человек. Оценки по предметам – это доходы населения. Приведем «доходы» населения за первое полугодие10 го класса. Для сравнения мною были выбраны четыре предмета: алгебра и начала анализа, литература, экономика и физическая культура. Алгебра и литература выбраны не случайно, т.к. по этим предметам обязательна сдача единого государственного экзамена. Экономика считается предметом дополнительного образования. Физическая культура считается предметом отдыха от умственной работы и психологической разгрузки.
Я выписала оценки учеников за полугодие по выбранным предметам и нашла средний балл для каждого ученика. Примеры из таблицы: Ф.И.ОАлгебраЛитератураЭкономикаФиз-ра Антонов А2,332,5344,75 Барышникова2,943,123,754,33 Белопасова И2,873,3844,8 Голованов Д2,922,8134,8 Ефремова В2,862,845 Краснов К32,753,334,57 Кутарина Ю3,922,9534,12
Анализируя оценки полученные одноклассниками в течение первого полугодия по алгебре и началам анализа, я разделила класс на 3 группы: Первая группа : менее 3 баллов (9 человек, средний балл 2,61); Вторая группа: больше 3, но меньше 4 (6 человек, средний балл 3,52); Третья группа: более 4 (3 человека, средний балл 4,34).
Распределение «доходов» по алгебре выглядит так, как в таблице 2. Таблица 1. Распределение дохода. По имеющимся данным я построила кривую Лоренца.кривую Лоренца. Доля дохода (%)Доля группы (%) 25% (2,61)50% (9чел.) 59% (2,61+3,52)83% (9чел.+6чел.) 100% (2,61+3,52+4,34)100% (9чел.+6чел.+3чел.)
По графику хорошо видно, что линия фактического распределения отстоит от линии абсолютно равного распределения значительно, то есть степень неравенства « доходов» класса по алгебре велико. Можно подсчитать квинтильный (децильный) коэфицент, выражающий соотношение между средними доходами наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами наименее обеспеченных. 4,34:2,61=1,7
В нашем классе очень любят предмет физической культуры. Подсчитаем средние «доходы». Построим кривую Лоренца и рассчитаем квинтильный коэффициент по физической культуре. Анализируя «доходы» по физической культуре класс можно поделить на три группы: Первая группа: менее 4 баллов (4 человек, средний балл 3,64) Вторая группа: от 4до 5 баллов (11 человек, средний балл 4,58) Третья группа: свыше 5 баллов (4 человек, средний балл 5)
Таблица 2. Распределение доходов. Квинтельный коэффициент. 5: 3,64=1,3 По имеющимся данным я построила кривую Лоренца.кривую Лоренца. Доля дохода (%)Доля группы (%) 20% (3,64)23% 62% (3,64+4,58)83% 100% (3,64+4,58+3,64)100%
Неравенство не большое, но все, же есть. Построим сводную таблицу распределения доходов по рассмотренным мною предметам. Доходы «населения» класса по физической культуре выше, чем по алгебре, но неравенство все равно имеется. ПредметНаимень- ший доход Процент населения, % Наибольший доход Процент населения, % Квинтильный коэффицие нт Алгебра 2,61504,34171,7 Физическая культура 3, ,3 Литература2,76504,52111,6 Экономика3,16564,34441,3
Я захотела выяснить, почему наши «доходы» различны (даже по физкультуре). Я предложила одноклассникам ответить на вопрос: Что Вам мешает учиться: Лень, нет способностей; Плохая обстановка дома; Друзья важнее, чем учеба; Конфликты с учителями; Конфликты с одноклассниками; Хочется погулять; Другое (поясните).
Я подсчитала результаты и сделала вывод, что большей части моим одноклассникам мешает лень, друзья важнее, чем учеба и хочется погулять…. Данные опроса занесены в таблицу. Кол-во человек Кол-во в % Лень13чел73% Плохая обстановка дома 0чел0% Друзья важнее, чем учеба 2чел11 % Нет способностей0чел0% Конфликты с одноклассниками, учителями 0чел0% Хочется погулять1чел5% Другое (поясните)2чел11%
По результатам опроса я построила диаграмму.
Различия в уровне доходов населения имеют множество причин: Различия во врожденных способностях людей; Различия в производительности труда; Дискриминация на рынке труда; Расположенность и не расположенность людей к риску; Удача и несчастья; Имущественные различия. В «доходах» учеников тоже ярко прослеживается неравенство. Причины дифференциации похожи: Желание ученика; Врожденные способности; Сложные семейные обстоятельства; Низкая мотивация к учению; Отсутствие цели в жизни.
Наблюдая в своём классе неравенство, я решила помогать «беднейшим» слоям населения класса. В моём классе шесть хорошистов. Эти ребята согласились мне помогать. Вместе мы обсудили «программу помощи» и наметили ключевые моменты: Контролировать выполнение домашних заданий; Убедить исключить пропуски занятий; Использовать перемены для дополнительных занятий с неуспевающими; Выручать, если вдруг вызвали к доске; Оказывать посильную помощь на контрольных работах и зачётах.
В своей работе я рассматривала класс как самостоятельное государство. Построение кривой Лоренца доказало наличие социального неравенства. Линия фактического распределения «доходов» оказалась далека от линии равномерного распределения. Выясняя причины такого распределения, мне удалось установить, что основными причинами является обычная лень и огромное желание погулять. Считаю, что моё исследование имеет большое значение, так как мне удалось убедить своих одноклассников, внимательнее относится к своим отметкам по школьным предметам. В конце учёбы нам предстоит итоговое испытание, и знания нам пригодятся. Многие задумались, оказавшись за «чертой бедности».
Доля дохода в % Доля группы в % Линия абсолютного равного распределения Линия фактического распределения
Доля дохода в % Доля группы в % Линия абсолютного равного распределения