Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии Варганова И.В., И.О. зав.кафедрой естественно-математических дисциплин
Состав участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии учащиеся 8-11 классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования
Документы, определяющие содержание олимпиадных заданий Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии.
Принципы формирования комплектов заданий по возрастным группам 8 класс 1. Предмет химии. Вещество. Понятие о химическом элементе. 2. Смеси веществ и способы их разделения: отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция. 3. Вода. Воздух. Состав, физические свойства. Экологические проблемы. 4. Физические и химические явления. Горение. Методы борьбы с пожарами. 5. Значение химии в жизни человека. 6. Химическая символика. Знаки химических элементов, происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. 7. Правила техники безопасности в химической лаборатории и приемы обращения с лабораторным оборудованием. Расчетные задачи 1. Определение относительной молекулярной массы сложных веществ. 2. Определение массовой доли элемента в сложном веществе.
Принципы формирования комплектов заданий по возрастным группам 9 класс 1. Смеси веществ 2. Классификация веществ по составу 3. Строение атома. 4. Виды химической связи 5. Условия и признаки протекания химических реакций 6. Растворы 7. Расчетные задачи Нахождение относительной молекулярной массы и массовой доли элемента в веществе. Расчет количества вещества по его массе и наоборот. Расчет количества вещества по его объему (н. у.) и наоборот. Нахождение массы, объема и количества вещества продукта реакции по массе, объему и количеству исходного вещества (в том числе по массе раствора с данной массовой долей растворенного вещества или по массе исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей) и наоборот. Нахождение массовой доли элемента по массе вещества и массе раствора и наоборот.
Принципы формирования комплектов заданий по возрастным группам 10 класс 1. Строение атомов и молекул 2. Типы химических связей 3. Периодический закон Д.И.Менделеева 4. Растворы. Электролитическая диссоциация 5. Окислительно-восстановительные процессы 6. Номенклатура, классификация, свойства и способы получения неорганических веществ 7. Галогены и их соединения 8. Азот, фосфор, углерод, кремний и их соединения 9. Щелочные и щелочно-земельные металлы 10. Алюминий, железо и их соединения 11. Углеводороды, свойства и способы получения Расчетные задачи Нахождение молекулярной формулы вещества. Определение количественного состава смеси веществ. Объемные соотношения в реакциях между газами
Принципы формирования комплектов заданий по возрастным группам 11 класс 1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии 2. Вещество 3. Химическая реакция 4. Элементарные основы неорганической химии 5. Органическая химия
Типология заданий развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения (контекстные задачи и вопросы тестов) Пример задания В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор был вынужден тайно покинуть Копенгаген, оккупированный фашистскими войсками. Не рискуя взять с собой золотую медаль лауреата Нобелевской премии, ученый сделал остроумный шаг. Что Н. Бор сделал с медалью? А) покрыл слоем шоколада; Б) растворил в царской водке; В) покрыл ее алюминиевой краской; Г) расплавил и вытянул в проволоку.
Типология заданий умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;
Типология заданий практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ (задача, требующая мыслительного эксперимента) Пример задания В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и соляная кислота. В вашем распоряжении имеется необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.
Типология заданий 1 тестовое задание (10 вопросов); 3 классические задачи; 1 задача, требующая мыслительного эксперимента Каждое задание рекомендуем оценивать в 10 баллов Уровень сложности заданий школьного этапа должен быть доступен для большинства школьников.
Регламент проведения олимпиады Один этап Длительность составляет 2 астрономических часа (120 минут). На выполнение тестового задания отводится 20 минут и 100 минут на решение задач
Принципы определения победителей и призеров Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры.
Материально-техническое обеспечение Для выполнения заданий школьного этапа Олимпиады требуется инженерный калькулятор, который учащиеся приносят с собой. Организаторы школьного этапа Олимпиады выдают участникам таблицы периодической системы Д.И. Менделеева и таблицы растворимости.