Методические аспекты формирования графической грамотности на уроках технологии Подобряева Н.Л., руководитель ГПСП (технологии)
Сквозные образовательные линии культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; основы черчения, графики и дизайна; элементы домашней и прикладной экономики и предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Содержание обучения черчению и графике Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программ. Обобщающий курс в IX классе
Вопросы черчения и графики в V классе (технический труд) Технические сведения: -виды изделий и представление о конструкторской документации; -понятие о чертеже, техническом рисунке, эскизе; -представление об европейской системе расположения изображений; -понятия о линиях чертежа и особенностях их начертания; -знакомство с основной надписью и ее содержанием; -правила нанесения размеров на чертеже; -первоначальные представления о кинематических схемах и простейшие обозначения в них; -сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Практические работы: -составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним-двумя элементами; -чтение чертежей и инструкционно- технологических карт изготавливаемых деталей.
Вопросы черчения и графики в VI классе (технический труд) Технические сведения: -содержание чертежа деталей цилиндрической формы. Выбор числа видов на чертеже; -элементарные понятия о разрезах и сечениях; -знакомство с понятием базовой поверхности и особенностями простановки размеров от базы; -ознакомление с видами у деталей призматической формы. Изучение содержания чертежей деталей из сортового проката; -определение по чертежу конструктивных элементов деталей; -ознакомление с условными обозначениями шероховатости поверхности; -элементарные понятия особенностей простановки размеров на сборочных чертежах изделий. Практические работы: -чтение чертежей; выявление технических требований, предъявляемых к детали; -чтение сборочных чертежей изделий с шиповыми соединениями; -чтение технологических карт.
Вопросы черчения и графики в VII классе (технический труд) Технические сведения: -первоначальные представления о содержании чертежей деталей, форма которых образована сочетанием цилиндрических, конических и фасонных поверхностей; -понятия об обозначениях резьбы на чертеже, умение определять ее параметры по условным обозначениям; -ознакомление с обозначениями отклонений от правильной геометрической формы и взаимного расположения поверхностей; -ознакомление с техническими требованиями на чертежах и особенностями их содержания; -понятия о сборочных чертежах и их чтение. Практические работы: -чтение чертежей и составление эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями; -простановка размеров с учетом базовых поверхностей; -составление эскизов деталей с конструктивными элементами: уступами, пазами и т.п.; -составление технологических карт.
«Школа и производство» Рекомендации о преподавании черчения и графики. Например, в 2011 году в номерах 1,2, 3, 5 и 7. Темы: «Виды колес и механизмы передачи», «Сборочный чертеж», «Новые ГОСТы в содержании графического образования школьников» и др.
Определение сформированности элементов технологической культуры Хотунцев Ю.Л., МПГУ Хамитов И.С.,Сибайский институт (филиал) БашГУ предложили методику определения уровня технологической культуры.
Технологическая культура состоит из след. элементов Культура труда Графическая культура Культура дизайна Информационная культура Предпринимательская культура Культура человеческих отношений Экологическая культура Культура дома Потребительская культура Проектная культура
Литература 1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, Научно-методический журнал «Школа и производство». 4. Хамитов И.С., Гумерова Г.С. Формирование технологической культуры школьников/под ред. Хотунцева Ю.Л. - М.:Эслан, 2010.
Тел umc74.ru