Методическая разработка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова» Методическая разработка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова» Тверская гимназия 10 Коротких О.К. январь 2007 года Работа выполнена в рамках Всероссийского проекта информатизации системы образования
Цель разработки: 1 этап Познакомить с орфограммой, Составить алгоритм проверки данных слов, Показать применения алгоритма Повторить правила проверки слов с непроизносимыми согласными в корне Предложить более сложные варианты слов с данной орфограммой Показать способы проверки знаний Предложить один из вариантов контрольного урока 2 этап3 этап
1 этап В некоторых словах согласные Т, Д, Л,В пишутся, но не произносятся Эти слова нужно проверять! Грустный – грусть Солнце – солнышко Звездный - звездочка Познакомить с орфограммой
ЕСЛИ есть сочетание звуков [сн] и [зн], То 1) слово нужно проверить 2) подобрать однокоренные слова Если в словах между сочетаниями другой звук, То он будет и в проверяемом слове Если звука в сочетании нет, То его нет и в проверяемом. Алгоритм проверки слов 1 этап Составить алгоритм
1 пример Изве[сн]ый Есть сочетание [сн] Слово нужно проверить Однокоренные слова: весть, известие Значит пишем: известный 1 этап применить алгоритм
2 пример Чуде[сн]ый Есть сочетание [сн] Слово нужно проверить Однокоренные слова: чудеса, чудесен Значит пишем: чудесный 1 этап Применить алгоритм
2 этап 1. Найти родственное слово, в котором проверяемый согласный произносится отчетливо (перед гласным и на конце слова) СОЛНЦЕ - СОЛНЫШКО повторить
исключения Блеснуть ( хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка) запомнить 2 этап
2. Различать пары слов а)Костный (кость)- косный (косноязычный – отсталый) б)шефствовать (шефы) – шествовать (шел) шествовать шефствовать 2 этап различать
3.разграничение правописания слов типа песчаный, дощатый 1 ) Если щ входит в состав корня, пишется на месте ск, ст, т --- Щ Холст - холщовый 2)ж,ш,з,с,ст,т сохраняются перед суффиксами на Ч Резать – резчик, веснушка – веснушчатый. 2 этап разграничивать
перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т Крупица - крупитчатый 4.В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, 2 этап запомнить
Исключения Двурушник, рушник (рука), раешник (раек), городошник (городок) 2 этап запомнить
чн Перед суффиксом начинающимся с н, на месте корневых к,ц,ч Пустяк – пустячный Перец -перечный Женские отчества на ична Ильинична, Саввична Правописание слов с ЧН запомнить 2 этап
ШН В СЛОВАХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ОСНОВ НА х УХО - НАУШНИК В СЛОВАХ С СУФФИКСОМ –ШН-, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ НАРЕЧИЙ ЗРЯ - ЗРЯШНЫЙ В СЛОВАХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ КИНО - КИНОШНЫЙ Правописание слов с ШН 2 ЭТАП ЗАПОМНИТЬ
3 этап Проверка знаний тест Контрольный диктант Диагностическая работа Контрольный урок Показать способы проверки знаний
Контрольный урок «Вертушка» Подготовка к уроку Подобрать задания по теме (на 5- 7мин.) Подготовить помощников (учащиеся из класса) Разделить класс на 4-5 групп по 5-6 человек Сделать на каждого ученика листок контроля (в нем помощники поставят оценку за каждое задание) Подготовить кабинет Предложить вариант урока 3 этап
Листок контроля стола оценка 1 стол 2 стол 3 стол 4 стол 5 стол Итоговая оценка 3 этап
2 стол 3 стол 4 стол 5 стол 1 стол Учитель (наблюдатель) Каждые 7 минут План перехода учащихся 3 этап
Отработать это правило можно в кабинете информатики с использованием программы по русскому языку раздел «Орфография» Желаю удачи! Тверская гимназия 10 Коротких О.К. январь 2007