Причастие как особая форма глагола. Урок русского языка в 6 классе
Цель урока: познакомиться с грамматическими признаками причастия, учиться отличать причастие от прилагательных. Фронтальный опрос. 1.Что такое глагол? 2.Каковы грамматические и морфологические признаки глагола? 3.Что такое прилагательное? 4.Каковы грамматические и морфологические признаки прилагательного?
Выполнение заданий. Спишите, определите вид глагола. Писать- переписать, собрать-собирать, свистеть- засвистеть,бежать –сбежать, играть- разыграть, сшить- шить. Запишите глаголы, поставив их в форму 3 лица мн. числа настоящего времени. Бороться, вертеть, видеть, мыть, строить, белеть, стелить,торопиться, выжечь, висеть. Что является у глаголов признаком прошедшего времени?
Спишите, согласуя прилагательное с существительным. Син… ленту, шёлков… трава, чёрн… дрозда, больш… крыльями, морск… гладью, сыновн… благодарность, о вечн… любви, к высок… зданию, мужественн… поступок.
Объяснение нового материала. Cравните слова: Жёлтый (лист)- желтеет (лист) желтеющий (лист) Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов? Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным? А глаголом? Вывод: это не прилагательное, это не глагол, а причастие
Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?, объединяет в себе свойства имени прилагательного и глагола. Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-. В предложении причастия бывают определением или входят в состав сказуемого.
Морфологические признаки причастия Причастие совмещает в себе свойства при- лагательного со свойствами глагола.
Свойства прилагательного Свойства глагола 1. Обозначает признак предмета (Какой?) засохший (лист) 1. Сохраняет в признаке предмета значение действия (Что делающий? Что сделавший?) Засыхающий – засохший (лист) 2. Изменяемость по родам – горящая (свеча), числам – падающие (звёзды) падежам – лежащего (кота). 2. Изменяемость по видам –зеленеющий (сад) и временам – зазеленевший (сад) 3. Способность согласова- ния с существительным: Освещающему (лучу)- м. р., ед. ч., Д. п. 3. Способность управлять существительным: (мальчик) пишущий (что?) упражнение (В. п.) Возвратность: Готовящийся ( к выступлению артист)
Закрепление. I.Укажите причастие. 1.Синий 1. Зеленоватый 2.Синеет 2. Зеленеет 3.Синеющий 3. Зелёный 4.Синеватый 4. Зеленевший 5.Синея 5. Зеленея
II. Найдите в предложениях причастия. 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. 3. Прочитанная книга лежала на полке. 4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 1- растущий, 2- догоравший, 3- прочитанная, 4- обеспокоенные, сверкающего. Какого вида и времени эти причастия? Какую синтаксическую роль они выполняют?
III. Подберите к словосочетаниям «прич. + сущ.» однокоренные словосочетания «прил.+ сущ.». Шумящий поток- ………………………….. На потемневшем небосводе- …………… Желтеющую кувшинку- ………………… Колющийся шиповник- ………………… Белеющим туманом- …………………. Спеющая малина - ……………………..
Итог урока. С какой формой глагола познакомились сегодня на уроке? В чём разница между прилагательным и причастием? В чём сходство?
Домашнее задание. Стр.39-40, правило знать, Упр.84, 88