ФГОС НОО. Перспективы развития начальной школы. Значимые события Аттестация и аккредитация издательств, выпускающих учебную литературу Аттестация и аккредитация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Advertisements

Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Федеральные государственные образовательные стандарты.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Основная образовательная программа начального общего образования ст. Курская 2 8 марта 2011 год Отдел образования администрации Курского муниципального.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт: основные позиции.
Требования к результатам освоения ООП НОО Презентацию выполнила Култышева Н. Н., зав МО нач. классов.
Транксрипт:

ФГОС НОО. Перспективы развития начальной школы

Значимые события Аттестация и аккредитация издательств, выпускающих учебную литературу Аттестация и аккредитация издательств, выпускающих учебную литературу - создание научно-методических отделов в издательствах - создание научно-методических отделов в издательствах Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Принятие ФГОС НОО – нормативно-правовой акт, утвержден приказом Минобрнауки 373 («Вестник образования» г.) Принятие ФГОС НОО – нормативно-правовой акт, утвержден приказом Минобрнауки 373 («Вестник образования» г.) Положение об экспертизе учебников зарегистрировано в Министерстве юстиции Положение об экспертизе учебников зарегистрировано в Министерстве юстиции - экспертиза осуществляется РАН, РАО - экспертиза осуществляется РАН, РАО - на экспертизу принимаются завершенные предметные линии учебников - на экспертизу принимаются завершенные предметные линии учебников - принимается система учебников - принимается система учебников Л.Г. Петерсон является научным руководителем системы учебников «Перспектива» Л.Г. Петерсон является научным руководителем системы учебников «Перспектива» - разработчик концепции - разработчик концепции

- автор предметной линии «Математика» - автор предметной линии «Математика» - Г.В. Дорофеев в «Перспективу» не входит (отдельная предметная линия) - Г.В. Дорофеев в «Перспективу» не входит (отдельная предметная линия) А.А. Плешаков продолжает являться руководителем системы учебников «Школа России» А.А. Плешаков продолжает являться руководителем системы учебников «Школа России» - разработчик концепции - разработчик концепции - автор предметной линии «Окружающий мир» - автор предметной линии «Окружающий мир» - Л.М. Зеленина в «Школу России» не входит (отдельная предметная линия) - Л.М. Зеленина в «Школу России» не входит (отдельная предметная линия) - В.Г. Канакина, В.Г. Горецкий – русский язык - В.Г. Канакина, В.Г. Горецкий – русский язык Система учебников «Ритм» Система учебников «Ритм» - Э.И. Александрова (математика), Т.Г. Рамзаева (русский язык), О. Джежелей (литературное чтение),Е.В. Саплина (окружающий мир), Н.А. Малышева (технология) - Э.И. Александрова (математика), Т.Г. Рамзаева (русский язык), О. Джежелей (литературное чтение),Е.В. Саплина (окружающий мир), Н.А. Малышева (технология) Система учебников «Классическая начальная школа» в новых стандартах не рассматривается Система учебников «Классическая начальная школа» в новых стандартах не рассматривается

ФГОС НОО представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. представляет совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям. - к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.

Требования к условиям реализации ООП НОО Исходя из местных условий регионы разрабатывают: Исходя из местных условий регионы разрабатывают: - минимальный перечень оснащения образовательного процесса - механизмы оплаты внеурочной деятельности

Требования к структуре ООП НОО ООП НОО: ООП НОО: - определяет содержание и организацию образовательного процесса - учитывает тип и вид образовательного учреждения - содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса - должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; у обучающихся на ступени начального общего образования; 5) программы отдельных учебных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; обучающихся на ступени начального общего образования; 7) программа формирования культуры здорового образа жизни; 8) программа коррекционной работы; 9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего основной образовательной программы начального общего образования; образования;

Требования к результатам освоения ООП НОО: Требования к результатам освоения ООП НОО: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Оценка достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход: В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход: ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования Основной целью реализации ФГОС НОО является формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности Основной целью реализации ФГОС НОО является формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования: Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования: - организации образования - организации образования - объективной оценки уровня образования обучающихся - объективной оценки уровня образования обучающихся Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным - личностным - метапредметным - метапредметным - предметным - предметным

Личностные достижения Ответственность всего общества за подрастающее поколение Ответственность всего общества за подрастающее поколение «К сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели…» «К сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели…» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Личностные достижения учащихся не подлежат итоговой оценке Личностные достижения учащихся не подлежат итоговой оценке Обобщенная оценка может осуществляться в ходе мониторинговых исследований, результаты которых являются основой для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального и муниципального учреждений Обобщенная оценка может осуществляться в ходе мониторинговых исследований, результаты которых являются основой для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального и муниципального учреждений В настоящий момент разработка содержания и форм проведения мониторинговых исследований в данном направлении – задача органов управления федерального и регионального уровней В настоящий момент разработка содержания и форм проведения мониторинговых исследований в данном направлении – задача органов управления федерального и регионального уровней

Метапредметные результаты Метапредметные результаты составляют освоенные обучающимися универсальные учебные действия: Метапредметные результаты составляют освоенные обучающимися универсальные учебные действия: - познавательные - познавательные - регулятивные (вносящие порядок, планомерность) - регулятивные (вносящие порядок, планомерность) - коммуникативные - коммуникативные Преемственность с «Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования» (2004г.): Преемственность с «Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования» (2004г.): - «Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» - «Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» - В стандартах 2004г. был выделен раздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности», а также раскрыто содержание по направлениям: - В стандартах 2004г. был выделен раздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности», а также раскрыто содержание по направлениям: - познавательная деятельность - познавательная деятельность - речевая деятельность и работа с информацией - речевая деятельность и работа с информацией - организация деятельности - организация деятельности В материалах ФГОС НОО подчеркивается, что освоенные учащимися универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями В материалах ФГОС НОО подчеркивается, что освоенные учащимися универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

Примеры формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД Коммуникативные УУД формируются, когда: - ученик учится отвечать на вопросы; - ученик учится отвечать на вопросы; - ученик учится задавать вопросы; - ученик учится задавать вопросы; - ученик учится вести диалог; - ученик учится вести диалог; - ученик учится пересказывать сюжет; - ученик учится пересказывать сюжет; - учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно». - учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно». Личностные УУД формируются, когда: -учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е. вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «как бы вы поступили…», «Что бы вы сделали…»; - учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы «Как вы относитесь…», «Как вам нравится…». - -учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е. вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «как бы вы поступили…», «Что бы вы сделали…»; - учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы «Как вы относитесь…», «Как вам нравится…». - Познавательные УУД формируются, когда: - учитель говорит «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…». - учитель говорит «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…». Регулятивные УУД формируются, когда: - учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр. - учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.

Предметные результаты Освоение предметных результатов как в Стандартах первого поколения, так и второго, направлено на формирование способностей к решению учебно-познавательных, учебно- практических и коммуникативных задач, на организацию деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения Освоение предметных результатов как в Стандартах первого поколения, так и второго, направлено на формирование способностей к решению учебно-познавательных, учебно- практических и коммуникативных задач, на организацию деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения Итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитывать готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач Итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитывать готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Осуществляется образовательным учреждением Осуществляется образовательным учреждением В итоговой оценке выделяются две составляющие: В итоговой оценке выделяются две составляющие: - результаты промежуточной аттестации обучающихся - результаты промежуточной аттестации обучающихся - результаты итоговых работ - результаты итоговых работ Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования

МИОО, ОМЦ. Анализ диагностических (1 класс) и итоговых работ по основным предметам за курс начальной школы Основные тенденции: Основные тенденции: более половины детей обучаются по учебникам, разработанным в советский период более половины детей обучаются по учебникам, разработанным в советский период результаты работ обучающихся по различным учебникам в целом мало отличаются результаты работ обучающихся по различным учебникам в целом мало отличаются сокращение (до 30%) по всем предметам количества работ, выполненных без ошибок в выпускных классах сокращение (до 30%) по всем предметам количества работ, выполненных без ошибок в выпускных классах сокращение лексического запаса слов обучающихся сокращение лексического запаса слов обучающихся

Предметная результативность Литературное чтение: Литературное чтение: Каждый четвертый ребенок затрудняется в определении контекстного значения слов, в восстановлении последовательности событий в тексте, при оценивании событий путает причину и следствие; более трети учащихся не могут написать отзыв на произведение (Понравилось и о чем?) Каждый четвертый ребенок затрудняется в определении контекстного значения слов, в восстановлении последовательности событий в тексте, при оценивании событий путает причину и следствие; более трети учащихся не могут написать отзыв на произведение (Понравилось и о чем?) Русский язык Русский язык Каждый пятый ребенок допускает ошибки в написании безударных гласных в корне слова, в определении падежей имен существительных, в разборе слова по составу Каждый пятый ребенок допускает ошибки в написании безударных гласных в корне слова, в определении падежей имен существительных, в разборе слова по составу

Математика Математика Каждый пятый ребенок испытывает затруднения при решении арифметических задач, ошибается при сравнении величин, при выполнении умножения на трехзначное число Каждый пятый ребенок испытывает затруднения при решении арифметических задач, ошибается при сравнении величин, при выполнении умножения на трехзначное число Окружающий мир Окружающий мир Около 40% детей испытывают затруднения в выделении из научно-познавательного текста явных и скрытых фактов (в этом учебном году при определении названия полезного ископаемого), каждый третий ученик при выполнении тестового задания не смог выделить признаки живых организмов, каждый пятый – свойства полезных ископаемых, знание расположения природных зон нашей страны Около 40% детей испытывают затруднения в выделении из научно-познавательного текста явных и скрытых фактов (в этом учебном году при определении названия полезного ископаемого), каждый третий ученик при выполнении тестового задания не смог выделить признаки живых организмов, каждый пятый – свойства полезных ископаемых, знание расположения природных зон нашей страны

Возможные причины снижения качества образования Падение образовательного уровня общества в целом Падение образовательного уровня общества в целом Разделение образования на общеобразовательный уровень и повышенный Разделение образования на общеобразовательный уровень и повышенный Безудержный рост количества учебников Безудержный рост количества учебников Затеоретизированность учебников Затеоретизированность учебников Снижение количества часов на изучение предметов базисного учебного плана Снижение количества часов на изучение предметов базисного учебного плана Невыполнение практической части программы Невыполнение практической части программы Проблемы в выстраивании структуры современного урока Проблемы в выстраивании структуры современного урока Заформализованность оценки труда учителя Заформализованность оценки труда учителя

Пути преодоления сложившейся ситуации Повышение уровня взаимодействия между научно-педагогическими учреждениями России Повышение уровня взаимодействия между научно-педагогическими учреждениями России Усиление доли ответственности каждого из субъектов Усиление доли ответственности каждого из субъектов Повышение уровня профессионального мастерства педагогов Повышение уровня профессионального мастерства педагогов