Урок русского языка в 5 классе По теме: «Словосочетание»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Урок-кроссворд(русский язык 5 класс.) Обобщение и закрепление темы «Синтаксис»
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Св..стит косая метель – белая метла дороги м..тёт. Дымя(тся,ться) сугробы и крыши. Руша(тся, ться) с сосен белые в..допады. Ск..льзит по застругам яростная.
8 Нормы согласования, управления, примыкания Танжарикова Гульнар Тулегеновна.
Тема урока Склонение имён существительных. Три типа склонений имён существительных. Мама-ж.р. Дядя-м.р. 1 склонение Конь-м.р. Поле-ср.р. Зерно-ср.р. 2.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы.
8 класс Орфографическая работа (Не)высохшие капли росы; ничем (не)прикрытая голова; (не)глубокое, а мелкое озеро; (не)кому рассказать; (не)думая ни о чем;
Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса.
Пейзажная лирика. Лирика – это художественное выражение чувств, переживаний, настроения, связанных с какими-то событиями или состоянием человека.
«Инверсия как средство повышения эмоциональности речи» (урок развития речи в 7 классе) Для учителей русского языка Автор: М.В. Хлебникова учитель I категории.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
«Стихи Н.А.Некрасова на уроке русского языка» Богаткина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия 44 г. Иркутска.
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки.
ИНДУКТОР Но вас я знаю, господа; Но вас я знаю, господа; Вам ваше дорого творенье, Вам ваше дорого творенье, Пока на пламени труда Пока на пламени труда.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Гонка за лидером Станция. Анаграмма Анагра́мма (от греч. ανα- «за» и γράμμα «письмо») литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого.
Предложения определенно-личные. Цель : дать понятие определенно-личных предложений; формирование умений: 1) различать односоставные и двусоставные предложения;
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Открытый урок литературного чтения 4 класс И.А. Бунин «Листопад» Учитель начальных классов МБОУ СОШ 61 Шишкина Е.В. учитель начальных классов Киров 2013.
Определение Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу или грамматически. Словосочетание состоит из главного.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе По теме: «Словосочетание»

Знать : понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.

«Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин

Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно. - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. (из поэмы «Руслан и Людмила») - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания.

х Тужит в темнице х Тужит там х Бурый волк х Служит ей х Служит верно Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.

В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.

Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение) Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

Слова каких частей речи могут составлять словосочетание? Все ли слова в словосочетании сочетаются?

Виды словосочетаний по строению. Именные х Волк бурый Главное слово выражено именем существительным. Глагольные х Служит верно Главное слово выражено глаголом.

Задание: выбери нужное Глубокая (весна, осень, ночь, день) Большое ( спасибо, пожалуйста) Рыбный (суп, хвост) Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье)

- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской. Сняли с неба облака И повесили сушить. Да, да, да На провода Их повесили сушить. Утром высохла вода. И остались провода. Облака куда-то дели… Мы во все глаза глядели. И никто еще не видывал Сушеных облаков. Это я сейчас их выдумал Специально для стихов.

Прочитайте стихотворение А.А. Фета. -О чем пишет поэт? -О каком времени года? -Какое словосочетание -вас удивило? Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в тени, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ? «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса: -Напоить его малиной, закутать с головой… Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»

Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.

Задание: Найди эпитет и метафору. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С.Пушкин Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин

Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах. Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель. (Л.З.Прох.Словарь ветров.)

Проверь себя! По горизонтали : 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи. По вертикали : 1.Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.

Литература: Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва:«Просвещение», 2003 Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001 Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы г.