1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.Выборочная проверка выполнения упражнения 186 (с. 91 учебника). 3.Словарный диктант с лексическим заданием. Запишите одним словом. Горящая куча дров, сучьев. Упакованные вещи, груз пассажиров. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Край земли возле воды. Здание большой станции на путях сообщения. Изображение какого-нибудь человека на картине, фотографии. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Руководитель предприятия или учебного заведения. (Костер, багаж, библиотека, берег, вокзал, портрет, пассажир, путешествие, директор.) 2.Каллиграфическая минутка
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Постановка проблемной задачи -Как вы думаете, для чего нужны имена собственные? -Сравните два текста и попробуйте ответить на данный вопрос. Текст 1 В соборе много фресок. На одной из них изображен князь, его жена и дети.
Текст 2 В Софийском соборе в Киеве много фресок. На одной из них изображен князь Ярослав Мудрый, его жена Ирина и их дети: Анна, Елизавета, Анастасия, Всеволод, Изяслав. Фреска - живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку.
-Чем отличаются прочитанные вами тексты? -Для чего нужны имена собственные? Приведите примеры. -Что вы знаете о написании имен собственных? 3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Сегодня на уроке мы поговорим о собственных именах существительных, выясним, почему они так называются, как они образуются и как пишутся. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1.Слово учителя. В мире существует огромное количество предметов. Например, есть много разных рек, различных книг. И о каждом из этих предметов мы можем сказать: это река, это книга. Для того чтобы выделить какой-либо предмет из группы одинаковых предметов, ему дается свое особое название. Собственные имена существительные и являются индивидуальными названиями определенных предметов. Так, каждая река имеет свое название (например река Днепр, Дунай). У каждого человека есть свое имя, отчество и фамилия, например одни из самых известных для русского человека Александр Сергеевич Пушкин. Свои собственные названия имеют и литературные произведения.
Какие вы знаете собственные имена существительные? (Название журналов, газет, книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий, клички животных, географические названия. Они пишутся с большой буквы, некоторые берутся в кавычки.) 2.Распределительный диктант. Запишите имена существительные в два столбика: в первый собственные, во второй все остальные. Украина, украинец, Киев, гора, река, Дон, Наталья, город, улица, Шарик, газета, Харьков, завод, Шевченко. Украина Киев Дон Наталья Шарик Харьков Шевченко украинец гора река город улица газета завод
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1.Устное выполнение упражнения 187 (с. 91 учебника). 2.Формулирование правила. Выполнение упражнения 194 (с. 93 учебника). 6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1.Работа с картой Украины. Рассмотрите географическую карту и запишите 10 собственных имен существительных названий: 1) рек; 2) гор; 3) городов.
2.Игровое задание «Что означают слова?» (на материале упражнения 191 (с. 92 учебника)). Какой смысл приобретут данные имена существительные, если их записать с большой буквы? (Можно дополнить список слов: блок, вена, даль, десна, лист, рига.) 3. Самодиктант -К данным словам подберите собственные имена существительные. Писатели…(Николай Носов, Виталий Бианки и т.д.) Город…(Харьков, Киев и т.д.) Река…( Днепр, Лопань, Северский Донец и т.д.) Страна… ( Украина, Англия,Италия и т.д ) 4. Лексическая работа. Подберите к данным словам подходящие по смыслу. Город, птица, теплоход (Орел, орел, «Орел»). Журнал, яркий (огонек, «Огонек»). Телевизор, спортивный (рекорд, «Рекорд»).
7.ИТОГ УРОКА Беседа. -Какие имена существительные являются собственными? -Как пишутся собственные имена существительные? -В чем отличие собственных имен существительных? 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение 195 на с учебника; правило правописания собственных имен существительных.