Урок психологии в 5Б-м классе в рамках РМО психологов по теме: "Родники моей души или ярмарка достоинств"
Цели: Формировать адекватную самооценку. Способствовать формированию позитивного образа Я. Развивать навыки общения.
Задачи: Развивать позитивное самовосприятие. Содействовать сплочению группы. Развивать коммуникативные навыки. Развивать у учащихся навыки самоанализа.
Оборудование магнитофон, компакт-диск с музыкой для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ, бланки телеграмм с именами всех участников группы (для каждого участника), бейджи.
Разминка Энергизатор. Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.
Упражнение Рукопожатие или поклон. Варианты приветствия: Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия); Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай); Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция); Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония); Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания); Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Упражнение Имя и эпитет. После выполнения этого упражнения предлагается всем учащимся обменяться впечатлениями, ответив на вопросы: Какие эпитеты меня впечатлили? Какие имена мне было трудно запомнить? К кому я теперь испытываю интерес?
Работа по теме. Учащиеся отвечают на вопросы: Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны? В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии.
Упражнение Моя вселенная (возможности личности). Цель: Способствовать позитивному самовосприятию. В центре листа формата А 4 учащиеся рисуют планету и пишут в ней букву Я. Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать ответы на вопросы: 1. О чём я мечтаю? 2. О чём мне приятно вспоминать? 3. Что у меня получается лучше всех? 4. Чем я люблю заниматься больше всего? 5. Кем я хочу стать?
Упражнение Ярмарка достоинств. Цель: Формировать адекватную самооценку. Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ. Психолог предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, или написать достоинства, которыми он мог бы поделиться. На другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотели бы приобрести.
Обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему? Какие качества вы не смогли продать или купить? Вывод: не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот у кого есть достоинства. (В.О.Ключевский).
Упражнение Вверх по радуге. Цель: Снятие напряжённости, усталости. Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.
Упражнение Телеграмма. Цель: Формирование навыка позитивного восприятия друг друга. Раздаются бланки телеграмм с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать. После выполнения задания психолог собирает телеграммы и читает послания. Адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по желанию.
4. Анализ урока. Обсуждение с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни. - Давайте оценим наше занятие: покажите на счёт три количество пальцев одной руки, которое соответствует оценке нашего занятия (по мнению учащихся).