Разноаспектный анализ текста. урок русского языка в 11 классе
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. Цель: продолжить подготовку обучащихся к ЕГЭ
Творческое чтение притчи «Первая стрела»
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь»,- подумал Ученик
Совершенствование орфографических умений В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н ? 1. По приказу дивизио(1)го командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искус(3)о замаскирова(4)ы. 1) 1,2 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3,4 2. Непуга(1)ые птицы сосредоточе(2)о искали рыбную добычу на песча(3)ой отмели. 1)1,3 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 1,2 3. Стран(1)ики шли по неезже(2)ой дороге, затем продолжили свой путь по некоше(3)ому лугу. 1)1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3 4. Выглаже(1)ые театральные костюмы были аккуратно развеша(2)ы и приготовле(3)ы для нового спектакля. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,2 5. Его сестра, с карими смышле(1)ыми глазами, писа(3)ая красавица, встретила нас у каме(3)ых ворот замка. 1) 2,3 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,3
Совершенствование орфографических умений В каком примере на месте пропуска пишется НН ? 1) комиссия созда…а 2) поле не скоше…о. 3) дважды стира..ая куртка 4) полотня…ая ткань 2. 1) плете…ая корзинка 2) приказа…о отойти 3) маринов..ные грибы 4) песча…ый бархан
« … если вы хотите быть по- настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно…».
Виды речевых ошибок Неправильное употребление слова ( автор не знает его значения) Смешение паронимов Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий Нарушение лексической сочетаемости Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено Использование лишних слов, неоправданное использование однокоренных слов Словообразователь ные ошибки Морфологические ошибки Синтаксические ошибки
Синквейн Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Даймонд это особая форма выполнения творческой работы, состоит из 7 строк Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Диаманта творческая стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) Строчка 3 : действие ( 3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
Штрихи вид творческой работы (стихотворения) - штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения. 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
Составление синквейна по тексту В.Иванова книга «Электронные версии» «литература коммерческая» «враньё» «становишься глупее» « не всё съедобное» «литературный попкорн» «Нетленная классика» «живая» «Электронные версии» «животворная литература» « удлиняющие жизнь» «живая», «реальнее» «откровеннее» самых близких людей
М.Ю. Лотман: « В тексте скрывается сам автор, текст - есть свидетельство о нём; каждое творение содержит в себе - в том или ином виде - образ своего творца»
Авторская позиция может быть выражена Чётко, прямо, непосредственно: - В названии текста. - В отдельных предложениях текста. - Через ряд аргументов. Через модальный план текста: - Риторические вопросы. -Риторические восклицания. -Порядок слов. -Лексические повторы. -Оценочную лексику. -Модальные слова и частицы. - Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.
Изложение и аргументации собственной позиции по поднятой проблеме. жизненный опыт Читательский опыт реальные факты из жизни окружающих собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт Художественная литература Научно-популярная литература историческая литература
Н.А.Некрасов: Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно. В этих стихах – одно из замечательных правил словесного искусства: писать так, чтобы слово было точным, чтобы за каждым словом угадывался глубокий смысл, открывался простор воображению.
Правильность речи Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. (Д.И.Писарев)
Точность речи Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего, требованием смысла. (К.Федин)
Логичность речи Логичность речи Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей. (Н.Г.Чернышевский)
Ясность речи Ясность речи Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан
Простота речи Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания. (Л.Н.Толстой)
Живость речи Язык должен быть живым. (А.Н.Толстой)
Благозвучие Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их. (А.П.Чехов)
Самостоятельная работа С чего вы начнёте свои размышления над проблемой, поднятой автором текста?