Курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс. 34 ч. Зубова Наталья Николаевна. Учитель русского языка и литературы МОУ Большетелекской ООШ.
Цель: создание условий для изучения области будущей профильной подготовки и погружение в специфическую профессиональную область- филологию.
Задачи: овладение основными нормами русского литературного языка; создание прочной, надёжной базы орфографических навыков; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; обучение анализу текста, его интерпретации; формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение.
Пояснительная записка. Курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культур. Эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации,где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Ожидаемые результаты: новые знания и представления о языке; осознание связи развития языка с развитием общества в целом; практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности. погружение в профессиональную область- филологию.
Содержание курса. Фонетика. Орфоэпия. О чём ты воешь, ветр ночной? О чём ты сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? (Ф. Тютчев). [мна] или [мнъ] ? [мнъ] или [мна] ?
Лексика. Тропы. Антономасия ( переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение – «лгун», «хвастун». Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину.Позже нарицательное значение стали получать имена известных общественных и политических деятелей, учёных, писателей. «Мы все глядим в Наполеоны» А.С. Пушкин.
Словообразование. Способ: переход из одной части речи в другую. Больной ребёнок – больной выздоровел. Мучное кушанье – мучное утоляет голод. - Назовите части речи выделенных слов.
Морфология. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. 1.Суворовцы в форме приехали на встречу. 2. В лесу тихо. 3. Ландыш пахуч. - Найди грамматическую основу. - Какой частью речи она выражена?
Орфография. Ветр…ый человек. Безветр…ый день. Ветр…ая мельница. - Вставь нужный суффикс.
Синтаксис и пунктуация. - Попробуйте с помощью инверсии (не изменяя ни одного слова, а только меняя порядок слов) перевести прозаическую речь в стихотворную. Вот девчонка с отцом собирает грибы. Прохожу мимо них и гляжу молодцом, И молчу… А не худо бы спросить, Как мне выбраться нынче отсюда.
Текст и его особенности. Текст и его признакиСтили и типы речи. Текст и его анализ. Чтение и изложение. Создание текста и его редактирование.