Проблемно-диалогическое обучение Методист дошкольного и начального образования ПОИПКРО Ремер Ольга Федоровна
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание, добывание новых ценностей. У нас – новых знаний (открытий).
Современный урок должен быть: технологичным коммуникативным динамичным вариативным результативным комфортным направленным на практическую самостоятельную работу, на всеобщность (доступность)
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения– открытие нового знания воспроизведен ие Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Коротко о главном первое звено творчества – постановка проблемы второе творческое звено - поиск решения третье звено любого творческого процесса - выражение решения четвертое звено - реализация продукта На проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл
Приемы создания проблемной ситуации Прием I Проблемная ситуация, связанная с удивлением Тема «Скобки» (2 кл.) х 3 = х 3 = 21 -Вы удивлены. Почему? -Значит, над каким вопросом подумаем? Давайте рассуждать. Тема «Грибы» (3 кл.) Герои учебника ведут диалог. Лена: Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Миша: Грибы не зеленые, значит они животные. Ученики удивлены – возникновение проблемной ситуации.
Приемы создания проблемной ситуации Прием II Противоречие между ошибочным представлением учеников и научным фактом Тема «Суффиксы чик, щик.» (3 кл.) Практическое задание: от слов «груз», «буфет» образовать новые слова. Работа в группах: грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик (предъявление продукта).
Приемы создания проблемной ситуации Прием III Противоречие между ошибочным представлением учеников и научным фактом Тема «Образование наречий» (3 кл.) редкийредко мягкиймягко легкийлегко Что можете сказать о словах? (род.сл., I – прил., II – нареч.) Практическое задание – разберите слова по составу. Работа в парах - предъявление продукта (ошибка – окончание в наречиях ), предъявление научного факта. Удивление – проблемная ситуация.
Приемы создания проблемной ситуации Прием IV Проблемные ситуации с затруднением Тема « Умножение» (2 кл.) 1) Практическое задание: = 2) Задача. На одну рубашку на фабрике пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц пришивают на 210 рубашек? Составляют: ……, ученики испытывают затруднение (возникает проблемная ситуация)
Приемы создания проблемной ситуации Прием V Проблемные ситуации с затруднением Тема «Умножение двухзначного числа на однозначное» (2 кл.) Практическое задание. На доске ряд чисел: 2, 7, 12, 4, 18, 5, 23……….. - Выпишите в столбик однозначные числа, умножьте на 7. Найдите значение. - Выпишите в другой столбик двухзначные числа и тоже умножьте их на 7. Найдите значение (затруднение). Возникает проблемная ситуация
Приемы создания проблемной ситуации Прием VI Проблемные ситуации с затруднением Тема «Глаголы – исключения» (4 кл.) На доске ряд глаголов – писать, рисовать, строить, применять, белить, стучать - Определите спряжение глаголов - А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить». - Проверим! На доске показано спряжение глаголов – исключений – что заметили? Учитель доказывает, что задание не выполнено.
Побуждающий диалог 1 шаг - стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречия и сформулировать учебную проблему (приемы 1- 6) 2 шаг – вопросы к формулированию учебной проблемы как темы урока либо как вопроса. Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какой будет тема урока ? Этот диалог формирует творческие способности, он обязателен для сильных, способных детей
Подводящий диалог Цепочкой вопросов и заданий развивает логическое мышление и незаменим в работе с детьми с пониженной обучаемостью. Тема «Безударные гласные в приставках» (3 класс) Практическое задание. На доске слова: долетел, забежал, надписал и др. - Спишите слова - Поставьте ударение - Подчеркните безударные гласные - В каких частях слова находятся они (корне, прист.) - Какое правило вы знаете о безударных гласных (в корне) - Какое правило еще не знаете? - Значит, какая сегодня тема урока?
От столкновения с противоречием у детей рождается интерес к учебному процессу – та самая познавательная мотивация, которая так нужна учителю для успешной работы.