Камаль Эль Зант
Надежда
Значение слова и важность этого нрава Необходимо иметь равновесие между страхом и надеждой, и по словам ученых, самый худший человек – это тот, который заставляет людей отчаиваться в Милости Аллаха. Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Понимающий человек – это тот, который не дает людям отчаиваться в Милости Аллаха, в то время, как он не толкает их на грех надеждами». Нам нельзя делать ничего без надежды: нельзя совершить ни религиозный, ни бытовой поступок Надежда переводится как «ар-раджаа» и «аль-амаль». В отличие от «аль-амаль», «ар-раджаа» – это надежда со страхом. А «аль-амаль» – это надежда, без опасений, что что-то не получится. Ибн Кайим сказал: «Ар-раджаа – это когда ты видишь широту Милосердия Аллаха».
Чем отличается надежда от мечты? Ученые сказали: «Мечта – это когда человек без старания надеется получить то, что ему нереально получить. Значит, у него отсутствует реальность и деятельность. И поэтому, не зря с арабского языка «мечта» и «сновидение» переводятся одинаково – «хулум», так как тот, который мечтает, как будто находится во сне. А надежда бывает в реальных вещах и побуждает к действиям. поэтому нужно сказать, что надеяться не вредно, а мечтать очень вредно. Один ученый сказал: «Из признаков счастья – это когда ты подчиняешься Аллаху и боишься, что Он не примет у тебя. И из признаков несчастья – это когда ты грешишь и надеешься, что Он тебя простит».
Надежде противопоставлены аль-кунут и аль-ясъ – отчаяние Всевышний Аллах охарактеризовал отсутствием надежды неверующих и заблудших. Отчаяние не может быть качеством верующих. (56). Он сказал: «А кто отчаивается в Милости Господа своего, кроме заблудших?» (15:56) (87). О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на Милость Аллаха, ибо отчаиваются в Милости Аллаха только люди неверующие». (12:87) И Ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, считает, что отчаяние – это великий грех!
Отчаяние, с точки зрения религии, – это когда человек совсем не надеется на Милость Аллаха Субханаху ва Тагаля и Его помощь. Один поэт сказал: О Аллах, если в твои двери может стучать только праведный человек, тогда к кому обратиться нам, грешникам? Аль-Гызз бин Габд-Ссалям сказал: «Отчаяние – это неуверенное отношение к Милости Аллаха и Его прощению, и это великий грех». Один бедуин спросил у Мухаммада, да благословит его и приветствует Аллах : – Кто будет спрашивать с нас в Судный День ? – Аллах. Этот бедуин улыбнулся и сказал, что тогда не стоит бес- покоиться. Аллах Щедрый и Справедливый.
Как уже было сказано, в отличии от мечты надежду сопровождают действия. (29). Поистине, те, которые читают книгу Аллаха, и вы- стаивают молитву, и жертвуют из того, чем Мы их наделили тайно и явно, надеются на торговлю, которая не пропадет, (30). дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный. (35:29–30) (9). Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на Милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разуом. (39:9)
Эти люди не просто надеются, но они и действуют, поклоняются. И это то, что им повелено: (110). Скажи: «Я ведь – человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что бог ваш – Бог единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть совершает дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого (в сотоварищи)». (18:110)
Равновесие между надеждой и страхом при поклонении Когда Аль-Газали говорил о столпах поклонения, он упомянул любовь, богобоязненность и надежду. И сказал, что любовь – это голова птицы, а надежда и богобоязненность – её два крыла. Значит, для того, чтобы наше поклонение было уравновешенным, мы должны одновременно иметь и богобоязненность, и надежду. 1) Перед совершением хорошего дела нужно надеяться, что Аллах примет это дело. (97). Кто совершил благое – мужчина или женщина – и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали. (16:97)
(16). Те, от которых Мы принимаем лучшее, что они сделали, и прощаем их прегрешения, – среди обитателей Рая, по обещанию истины, которое было им обещано. (46:16) (40). Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит это и дарует от Себя великую награду! (4:40)
2)После поклонения нужно летать на крыльях богобоязненности, так как если после поклонения (например, намаза) не будет страха, что Аллах мог не принять, тогда человек может возгордиться своим намазом до высокомерия и закрывать глаза на недостатки в своем намазе и не будет дальше активным в поклонении. (60)....И которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся... (61)....Это они стремятся к благам, и они достигнут их раньше. (23:60-61) Айша думала, что в этих аятах речь идет о совершающих Грехи
3) Пока ты молод и можешь энергично поклоняться Аллаху, нужно больше бояться. А когда наступает старость, слабость, болезни, нужно больше надеяться. «Используй пять, пока не пришли другие пять: используй свою молодость, пока ты не постарел, свое здоровье, пока ты не болеешь, используй свое богатство, пока ты не стал бедным, используй свое свободное время, пока ты не занят, используй свою жизнь, пока ты не умер».
Равновесие между надеждой и страхом при пригрешении (49). Возвести рабам Моим, что Я – Я Прощающий, Милосердный, (50). и что наказание Мое – наказание мучительное! (15:49–50) Однажды Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, зашел к одному сподвижнику, который умирал, и спросил у него: Как ты себя чувствуешь? )Перед совершением греха, к человеку должна прийти на помощь его богобоязненность. 2)Когда грех уже совершен, нет пользы от запугивания этого человека, наоборот, – мы должны внушить ему надежду на прощение Аллаха.
(53). Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в Милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный». (39:53) О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать комне с просьбами, Я буду прощать тебе то, что ты сделал. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков и ты попро- сишь прощения, Я прощу тебя. О сын Адама, если ты придешь ко мне с грехами, величина которых равна размерам земли, и предстанешь предо мной, не предавая мне никого в сотоварищи, Я дарую тебе прощение, равное этому по величине.
«Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сменил бы вас на другой народ, который грешил бы и просил бы прощения, и Аллах прощал бы их». Однажды Али, да будет доволен им Аллах, сел на верблюда и начал читать дуа (мольбу), которую читал пророк, да благословит его и приветствует Аллах и улыбнулся «Если человек совершил грех и просит прощения, Аллах прощает его. Если он снова совершает грех и просит прощения у Аллаха, Аллах снова его прощает. Еще и еще. Потом Аллах Субханаху ва Тагаля говорит: Мой раб узнал, что у него есть Господь, прощающий грехи. Делай, что хочешь, Я прощаю тебя!» «Если один раб скажет «Ля иляха илля ллах, Мухаммадур- расулюЛлах»,и он умрет на этом, то он войдет в Рай». Абу Зарр выкрикивает
Значит, эти изречения не для того, чтобы злоупотреблять совершением грехов. И щедрый образованный человек – это тот, кто на щедрость отвечает щедростью. Если ты оказыва- ешь уважение невоспитанному человеку, он не оценит этого. Но если ты почтишь воспитанного человека, он оценит это и ответит уважением. И, тем более,Аллах Субханаху ва Тагаля относится к нам с щедростью, и воспитанному человеку должно быть стыдно грешить перед Аллахом. Если в классе учитель хвалит одного ученика за его талант, ему будет стыдно ошибиться. И если Аллах относится к нам очень щедро, это не значит, что мы должны впадать в грехи, нет. Это должно увеличить в нас уважение к Аллаху.
Надежда на принятие нашей мольбы Аллахом Надо делать дуа (мольбу) с надеждой, что Аллах принимает. (186). А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я – близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, – может быть, они пойдут прямо! (2:186) (60). И сказал ваш Господь: «Зовите Меня, Я отвечу вам; поистине, которые превозносятся над поклонением Мне – войдут они в геенну на вечное пребывание!» (40:60) Один богатый услышал во сне голос: «Встань и отдавай садака (милостыню)»......
Надежда на наступление облегчения после тяжести Трудность может относиться как к нашей личной жизни, так и к состоянию мусульман. Многие братья отчаялись: здесь на нас давят, там давят. А отчаяние означает слабость веры. (214). Или вы думали, что войдете в Рай, когда к вам еще не пришло подобное тому, что пришло к прошедшим до вас? Их коснулась беда и стеснение, и они подверглись землетрясению, так что посланник и те, которые уверовали с ним, говорили: «Когда же помощь Аллаха?» Да! Поистине, помощь Аллаха близка! (2:214) (5). Ведь, поистине, с тягостью легкость, – (6). поистине, с тягостью легкость! (94:5–6) И в русском языке есть пословица «надежда умирает последней».