Вокруг Пазырыкского ковра. Автор Николаев Максим 12 лет –к1405-КДМ Б класс 261 гимназия. Россия Санкт-Петербург.
В урочище Пазырык, на правом берегу реки Большой Улаган, в Горном Алтае были обнаружены курганы - могилы родовых или племенных вождей 5-2 века до н.э. В условиях вечной мерзлоты в погребальных камерах хорошо сохранились предметы древности.Среди них - многокрасочный шерстяной ворсовый ковёр. С помощью пытливого ума, догадок, воображения можно совершить виртуальное путешествие в прошлое и найти ответы на многие вопросы.
Центральное поле- орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представлена схематизированным изображением бутонов лотоса (символом жизни). Эту композицию обрамляет бордюр с изображением орлиных грифонов, затем бордюр с 24 пасущимися ланями. На самой широкой полосе по 7 фигур верховых и спешившихся всадников. В центре - ось всех пересечений орнамента - прямоугольник. Это живительное ядро орнамента. От него берёт начало и распространяется во все стороны света вся символика, философия орнамента.
Прямоугольник - образовавшаяся в центре Галактики материя, которая расширяется и распространяется по последующим прямоугольникам. Общая смысловая нагрузка узоров ковра – образ мировой горы, древа жизни и центральной земной оси. 24 центральных орнамента символизируют деление на 24 племени.
Точка в середине - центр земли. В С Ю З
грифон лось Великое солнечное божество Сфинкс и птица феникс Всадник на коне Олень
Великое солнечное божество – высший чин – сидит на троне в шапке – короне, в дорогом платье с жезлом мира в правой руке. Особа знатного рода - всадник на коне в одеяние из ткани,упряжь и седло - Золотые.
СКОТОВОДСТВО,ОХОТА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДИКИХ И ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ЛОСЬ (ОХОТА) ОЛЕНИ, ЛОШАДИ (ОЛЕНЕВОДСТВО,КОНЕВОДСТ ВО)
Божественные силы принимают участие в реальной жизни – левую руку божество подносит ко рту,совершая жест отверзания уст, означающий согласие. К божеству подъезжает всадник – посланник потустороннего мира (связь реального и потустороннего)
Борьба сфинкса (зло) и птицы феникс (добро) в постоянном противодействии которые уравновешивают друг друга Мировое древо с тёмными и светлыми цветками (светлое и тёмное начала)
Настоящее время - распустившиеся цветы Прошедшее время -поникшие цветы. Будущее время – нераскрытые бутоны.
При изготовлении ковров использованы 3 основных цвета :красный, жёлтый, синий.
Модель вселенной, символично представленная в узорах пазырыкского ковра (5 век до н.э. – культура железного века –Горный Алтай ),строится на высокой степени слияния человека и общества с окру жающей средой. В элементах мифологических сюжетов находят отражение идеи борьбы и круговорота. Совокупность знаковых компонентов ковра передаёт попытку объяснить картину построения вселенной. Эта тайна волновала многие поколения. Анализ символов позволяет провести параллели между восприятием мира древнего населения и исследованиями современности и при коснуться к тайне мироздания.