М.М. Пришвин писал М. Горькому, что человека «без земли и неба» он не признает, а литература, лишенная связи с родной природой, по его мнению, не отражает полноту бытия.
Пришвина Мария Ивановна Родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Фамилия Пришвин происходит от слова пришва, часть ткацкого станка, верно, думаю, деды мои были токари или торговали этими пришвами. Отец мой хозяйство вел в небольшом имении. Мать моя была тоже коренного староверческого купеческого рода.
Учиться я начал в Елецкой гимназии, и такой она мне на первых порах показалась ужасной, что из первого же класса я попытался с тремя товарищами убежать на лодке по реке Сосне в какую- то Азию. Шестнадцатилетнего гимназиста исключили из гимназии за дерзкое поведение, и в 1889 году мать отправила его в Тюмень, к своему брату -- владельцу судостроительного завода, купцу И. Игнатову. Потом я учился в Риге в Политехникуме химиком четыре года. После окончания срока высылки я уехал в Германию, изучал здесь все и кончил курс агрономии в Лейпциге. По окончании курса попал в Париж...
Для М. М. Пришвина поездка в экспедицию явилась тем толчком, который пробудил истинное его призвание. Русский север стал для него отправной точкой самопознания и самораскрытия: «Только тут впервые я понял, что значит жить самому и самому за себя отвечать. Я вернулся к своему детству, когда меня дразнили, что я бежал в Азию и приехал в гимназию, стал путешествовать, и родная Россия мне стала той самой заповедной Азией, в которую я когда-то хотел убежать».
Дом-музей Пришвина в д.Дунино Московской области
Фонды музея
Т.М. Лапина Рассказы Пришвина читаю. Страницы пожелтевших книг Я вновь и вновь перелистаю, - Рассказы Пришвина читаю, Все забывая в этот миг. И вместе с ним по тем местам, Где он бродил с ружьем когда-то, Вдруг окажусь в лучах заката, И руки протяну цветам. Сокровища родной страны… Кладовой солнца – вся природа! Герои, сами из народа, В леса России влюблены И я, как в храм, иду в леса, Где «свечки-елочки-старушки», В болоте «Блудовом» – лягушки, И верю в эти чудеса. Где вдаль бежит живой родник, И слышен плач сплетенных веток… Отсюда тайны для заметок И становились явью книг. Высокой красоте служил. Добром пропитаны страницы. Мне повезло родиться На той земле, где Пришвин жил. Игорь Федорин Памяти Пришвина Герб дерева – сучок, лежащий на дороге. Я чуть не наступил на контур тонкорочно, Идя к хозяину – владельцу вешней чащи, Где даже свет – был взгляд его творящий. Зову хозяина, а птицы мне в ответ: - Давно не видели, где ни летали – нет. Похитили его холодные туманы, Но ключ от Кладовой с хозяином не канул. Вон там, на берегу, над белыми полями, Он водит по холсту художника перстами. Три сосенки кривых, как он жалел их, помнят. Завидуем, кто был как эти сосны понят. Все на его любви росло, пускало корни. Все, где он ни живи, - и белый знак, и черный. Наследуют ему любой прохожий, пришлый, Наследуют всему, что от земли взял Пришвин.
Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
«Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»
Палестинка – отменно приятное местечко в лесу Елань – топкое место в болоте Борина – песчаные холмы, покрытые высоким бором Суходол – долина без воды, не затопляемая водой низина Манок – свисток, издающий звуки, похожие на голоса птиц
Блиц-турнир 1. Какие деревья селятся в приболотице, а какие – в боринах? (в приболотице – ива, ольха и другие кустарники; в боринах – ели и сосны) 2. Где и как растут клюква, черника, голубика, костяника? 3. Как цветет волчье лыко? ( лиловые, мелкие, ароматные цветочки) 4. Каких птиц встретили ребята в лесу Тек-тек! (глухарь) Шварк-шварк! (селезень) Кряк-кряк! (утка) Гу-гу-гу (снегирь)
Из представленных здесь предметов отберите те, которые взял с собой в лес Митраша, а которые - Настя, и добавьте к ним еще любые три, которые взяли бы вы, и объясните почему. компас, ружье, топор, веревка, полотенце, корзинка, молоко, хлеб, картошка, сумка, соль, спички, карту местности, телефон, палатку, теплые носки
Расскажите, как возникают болота и почему они так называются. Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять? Как должен вести себя человек, оказавшись, подобно Митраше, в болотной трясине?
Что сказочного? Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка представитель «доброй природы» верно служит человеку.
1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»? 2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору? 3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
Какое впечатление о себе оставили у вас герои произведения: Настя и Митраша? Почему Настя на время забыла о брате? Почему Митраша отправился по сложному пути, предпочтя его более знакомому? Какой секрет передал своей Травке старый лесник Антипыч? Как лучше преодолевать трудности: в одиночку или группой?
Осуждаете ли вы детей? На чьей вы стороне? 1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор? 2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста. 3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте. 4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
Писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить». «Правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.