Урок музыки в 5 классе Раздел : Музыка и литература Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ Урок музыки в 5 классе Раздел : Музыка и литература Тема урока: МУЗЫКА – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БАСНИ Автор презентации: Вовк Ольга Григорьевна учитель музыки МБОУ СОШ 2 п. г. т. Фёдоровский Сургутский район ХМАО - Югра
« Скворец» «Осёл и соловей» «Кукушка и петух» «Кошка и соловей» Иван Андреевич Крылов
Басня – краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод – мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. Тема урока: «М У З Ы К А – главный герой басни» Тема урока: «М У З Ы К А – главный герой басни»
ДУЭТ + КВИНТЕТ – ТРИО = ? КВАРТЕТ
Квартет – музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов) Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый звонкий Будем вместе петь с Алёнкой.
Иван Андреевич Крылов басня «КВАРТЕТ»
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки, - пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет», Кричит Осел: «Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё-таки Квартет нейдет на лад. Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «Возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть: Скажи лишь, как нам сесть!»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней,- им отвечает Соловей,- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН «СТРУННЫЙ квартет 2» 2» Струнный квартет 2 композитора Бородина считается жемчужиной русской классики
АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН (1833 – 1887) известный русский композитор профессор химии создатель музыкального содружества «Могучая кучка» автор трёх симфоний, оперы «Князь Игорь, множества инструментальных произведений и романсов
В состав струнного квартета входят: две скрипки альт виолончель В состав струнного квартета входят: две скрипки альт виолончель скрипка I скрипка II виолончельальт #
III часть струнного квартета Бородина называется ноктюрн. Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом III часть струнного квартета Бородина называется ноктюрн. Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Ноктюрнами называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом # # # # Какая ночь! Как воздух чист. Как серебристый дремлет лист. Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив. Как не вздохнёт нигде волна. Как тишиною грудь полна! А. Фет
Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив Его выводит …
Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? Назовите фамилию великого русского баснописца? Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это Назовите автора струнного квартета? Состав струнного квартета: Что такое ноктюрн? Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? Назовите фамилию великого русского баснописца? Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это Назовите автора струнного квартета? Состав струнного квартета: Что такое ноктюрн? П Р О В Е Р Ь С Е Б Я
И Т О Г У Р О К А. Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях. Язык слов и язык музыки помогают нам раскрыть смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства. Музыка обогащает литературу.