ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Москва 2008
Содержание I. Определение «глобально конкурентоспособного университета» II. Стратегии формирования таких университетов III. Анализ конкретных задач по обеспечению конкурентоспособности российских вузов на глобальном уровне
Что значит быть университетом мирового класса? «все хотят этого, но никто не знает, чего именно, и как это получить» (Altbach, 2004).
Что значит быть университетом мирового класса? Результаты Высокая квалификация и репутация выпускников на глобальном рынке труда Выдающиеся результаты исследований, отраженные в публикациях и премиях Активный трансфер технологий на международный рынок и влияние на глобальное развитие Формирование среды инновационного развития
Международные рейтинги и сравнения «Рейтинг университетов мира» - «Таймс» в приложении «Высшее образование» «Академический рейтинг университетов мира» Шанхайского университета Обзор ОЭСР «Университеты и региональное развитие» Попытки приложения классификации Карнеги к национальным системам Основные критерии ранжирования: международная репутация результаты учебной и научной работы преподавательство состава, выпускников и штатных сотрудников численность иностранных студентов и преподавателей.
Причины успеха и хорошей репутации лучших университетов i. Высокая концентрация таланта ii. Достаточная обеспеченность ресурсами для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований iii. Конструктивная система управления со стратегическими, инновационными и гибкими подходами
Базовые ожидания 1. Сильный компонент научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ в вузе 2. Тесные институциональные связи с бизнесом и инновационной системой 3. Высокая степень гибкости процесса обучения 4. Интернационализация 5. Базовая инфраструктура 6. Размеры ?
Автономия и академическая свобода Студенты Преподаватели Результаты исследований Трансфер технологий Концентрация талантов Адекватные ресурсы Открытое управление Лидерство Стратегическое видение Бюджетные ресурсы Целевой капитал Плата за обучение Гранты на НИР Конкурен тоспособн ость Эффективн ая нормативн ая база Выпускн ики
Динамическое взаимодействие 3-х факторов создание университета мирового класса I. Концентрация таланта Наличие отличных студентов и выдающихся преподавателей Большая доля студентов магистратуры и аспирантов в общей численности Высокая международная мобильность студентов и профессорско- преподавательского состава II. Обеспеченность ресурсами Государственное финансирование для покрытия операционных расходов и расходов на научную деятельность Целевой капитал и другие средства, подаренные частными субъектами. Доходы, образующиеся за счет научной и инновационной деятельности Плата за обучение III. Эффективная система управления Учебная, хозяйственная, институциональная самостоятельность Наличие вдохновляющих и упорных лидеров Ясная оригинальная стратегия
Это возможно – чистый эксперимент В 1960 два кампуса Малайзийского университета (Сингапур и Куала- Лумпур) Сегодня НУС – 19 место в рейтинге Сегодня УМ – 192 место в рейтинге
Отбор талантов - студенты Глобальные экзамены Система трансфера кредитов Финансовая поддержка мобильности студентов Преимущественный набор в магистратуру Привлекательный бренд
Удельный вес студентов магистратуры и аспирантуры в отдельных университетах УниверситетСтуденты, еще не получившие диплома бакалавра Студенты магистратуры и аспирантуры Доля студентов магистратуры и аспирантуры (%) Гарвард ( ) Стэнфорд ( ) МТИ ( ) Оксфорд ( ) Кембридж ( ) Лондонская школа экономики (2007) Пекинский университет ( ) Токийский университет (2004)
Талант - преподаватели Активное привлечение с международного рынка труда Постоянное обновление Система академических стимулов и внутренняя конкуренция
Деньги и талант
Сравнение уровней целевого капитала университетов США и Великобритании Вузы СШАКапитал (млн. $ 2006 г.) Вузы Великобритании Капитал (млн. £ 2002 г.) Гарвардский университет 28916Кембридж2000 Йельский университет 18031Оксфорд2000 Стэнфорд14085Эдинбург160 Техасский университет 13235Глазго120 Принстонский университет 13045Кингс-колледж100
Что делать - мировая озабоченность Европа – Болонская конвенция как победа уровневой модели Китай – программа 985 Средний Восток – Катар, Дубаи Индия и Пакистан Мексика Казахстан
Почему некоторые университеты не выдерживают конкуренции на глобальном уровне? Примеры Германии и Франции: i. недостаточность строгого отбора студентов, поступающих в учреждения третичного образования ii. полное отсутствие конкуренции между университетами iii. нехватка бюджетных средств iv. деятельность университетов ограничивается жесткими процедурами контроля государства Во Франции: v. двойная структура системы третичного образования vi. четкое разграничение между НИИ и научными подразделениями университетов
Путь к преобразованию Стратегии государства на национальном/ региональном уровне Преобразования на уровне вузов
Три основные стратегии создания университетов мирового класса на национальном уровне I. Повышение уровня нескольких из существующих университетов, имеющих потенциал для превращения в передовые учебные заведения. II. Слияние вузов для реорганизации в новый университет, который мог бы обеспечить синергизм, присущий вузу мирового класса. III. Создание новых университетов с нуля.
Стратегия I: Модернизация существующих вузов. Условия создания Предоставление вузам управленческой самостоятельности Введение благоприятных режимов налогообложения Привлечение новых сотрудников и лидеров Препятствия Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных учреждений Жесткие финансовые требования Инерция и консерватизм
Стратегия II: Слияние существующих вузов. Задачи Формирование общей академической культуры Обеспечение внутреннего единства вновь образованного вуза Преимущества Укрепление вузов Объединение кадровых и финансовых ресурсов Полидисциплинарное взаимодействие Возможные риски конфликт институциональных культур дублирование штата и учебных планов «поглощение» трудовых контрактов и долгов организации
Стратегия III: Создание новых учебных заведений. Преимущества Инновационные междисциплинарные учебные программы Избранный состав преподавателей и студентов Динамичное стратегическое планирование Недостатки Отход от научно- исследовательских и преподавательских традиций и научных школ Отсутствие бизнес- процессов Слабость бренда
Обобщение стратегических подходов к созданию университетов мирового класса Подход Условия Модернизация существующих вузов Слияние существующих вузов Создание новых вузов Институциональная культура Трудности при трансформации структуры изнутри Возможные трудности при создании нового «лица» на основе отдельных институциональных культур Возможность создать культуру высокого уровня Привлечение талантов Трудности при обновлении штата и изменении бренда для привлечения способных студентов Возможность заменить руководство и привлечь новых сотрудников. Возможное сопротивление со стороны прежнего персонала Возможность выбрать лучшее. Риск - отсутствие научно- исследовательских и преподавательских традиций. Трудности при привлечении наиболее способных студентов. Издержки НевысокиеСредниеВысокие Управление Трудности при изменении способа деятельности в рамках той же самой нормативной базы Большая вероятность получения другого правового статуса по сравнению с существующими вузами Возможность создать соответствующую нормативную основу
Попытки модернизации в последний период Инновационный проект в области образования (при содействии Всемирного банка): 40 вузам предоставлялась поддержка в таких областях, как совершенствование структуры управления и преподавания экономики, социологии и политических наук. Национальный проект: отобранные университеты получали до 40 млн. долл. США на внедрение инновационных программ обучения. Придание особого статуса Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам, обладающие самым большим потенциалом для становления университетами мирового класса. «Слияние» университетов в Ростове и Красноярске создание двух Федеральных университета. Введение Единого государственного экзамена как механизма для выявления самых способных и одаренных студентов в России за счет оценки таланта, а не связей или богатства.
Рейтинг университетов России и стран- компараторов (число университетов, включенных в рейтинги) СтраныРейтинг SJTU (500 университетов) Рейтинг THES (200 университетов) Германия409 Канада222 Франция216 Китай98 Финляндия50 Ирландия31 Индия23 Россия22
Истории успеха Peking University (China) George Mason University (USA) University of Aarus (Denmark) Washington University (St. Louis, USA)
Роль государства при создании университета Обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для «потенциального» элитного университета. Поддержка привлечения лучших студентов и профессоров. Поддержка установления международных связей между новым университетом и лучшими международными университетами и научно-исследовательскими центрами. Поддержка привлечения новых университетов к осуществлению национальной инновационной политики.
Стратегические аспекты на институциональном уровне Стратегическая направленность - определение рыночной ниши и приоритетов Последовательность изменений - временные рамки реализации приоритетов Интернационализация – привлечение иностранных студентов, профессоров и исследователей. Приглашение профессионалов для руководства университетом в период предполагаемой реорганизации.
Ключевые вопросы На институциональном уровне: Какова общая концепция, и каких целей стремится достичь университет? Как будет финансироваться процесс преобразования? В какой нише (нишах) университет будет стремиться достичь превосходства в области преподавания и научных исследований? Что делать с другими областями деятельности университета? Как будет достигаться интернационализация университета? Какова вероятная стоимость осуществления предлагаемого скачка, и как она будет финансироваться?
Что можно сделать 1. Привлечение лучших студентов и сотрудников Улучшение физической инфраструктуры Создание академической атмосферы учебного заведения Обеспечение институциональной основы для привлечения иностранных студентов и сотрудников Увеличение числа аспирантов Укрепление преподавательского и научно- исследовательского потенциала российских университетов
Что можно сделать 2. Повышение финансирования университетов Выделение большего объема средств на научно- исследовательские и опытные разработки на конкурсной основе Создание особых стимулов для сотрудничества с иностранными научно-исследовательскими институтами, университетами и частными компаниями Предоставление дополнительного финансирования программ для привлечения иностранных профессоров и исследователей мирового уровня
Что можно сделать 3. Разработка специальных моделей управления Предоставление полной автономии, включая гибкость в формировании и расходовании средств Предоставление академической свободы Создание независимых руководящих органов, уполномоченных назначать руководителей ведущих университетов на конкурсной основе
Уроки международных попыток Сверхкрупные университеты – рискованная модель Прямая конкуренция с лидерами неэффективна – нужны новые ниши Концентрация Подключение к глобальным проектам Радикальные инновации
34 MITs Open CourseWare
35