Аттестация педагогических работников Зам. директора по УР Петрухина В.В г
Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру аттестации с 1 января 2011 года: Закон Российской Федерации от N «Об образовании» Трудовой кодекс Российской Федерации от N 197-ФЗ Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года 209 Письмо N 03-52/46 от 18 августа 2010 г. «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру аттестации с 1 января 2011 года (продолжение) : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» Постановление Правительства Московской области от N 462/22 (в редакции от ) «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области» Приказ Министерства образования Московской области от «Об аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской области и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Московской области».
Новый порядок предусматривает 2 вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная: аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности для тех педагогических работников, кто не имеет первой или высшей квалификационной категории, а также второй до истечения срока действия. Добровольная: аттестация педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Обязательной аттестации не подлежат: педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Организация аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется в три этапа: 3. Заключительный. 2. Проведение квалификационных испытаний; 1. Подготовительный;
На подготовительном этапе РУКОВОДИТЕЛЬ муниципального образовательного учреждения в Московской области: - составляет перспективный график аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности; - письменно доводит до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, информацию о дате, месте и времени проведения аттестации не позднее, чем за три месяца до ее начала в соответствии с графиком работы аттестационной комиссии; - пишет представление на педагогического работника, проходящего аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности; - знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за три месяца до дня проведения аттестации;
Обязательная аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности включает в себя проведение письменного квалификационного испытания (возможно в форме компьютерного тестирования) Письменное квалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемой должности также может быть проведено в рамках курсов повышения квалификации при изучении программ: Инвариант академический (36 ч.) + Инвариант кафедральный (72 ч.) в региональной сети. 6 6
Обязательная аттестация Включает в себя проведение письменного квалификационного испытания. Письменные квалификационные испытания будут проводиться на базе ПАПО. Вопросы разработаны с учетом основных требований к знаниям учителя в соответствии с «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих».
Вопросы письменного квалификационного испытания включают в себя знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ педагогической деятельности по следующим разделам: Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодёжи.
Вопросы письменного квалификационного испытания включают в себя знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ педагогической деятельности по следующим разделам: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Педагогика, психология. Правила по охране труда и пожарной безопасности. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентного подхода, развивающего обучения.
Вопросы письменного квалификационного испытания включают в себя знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ педагогической деятельности по следующим разделам: Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения. Методика воспитательной работы. Знание предмета Знание информационно- коммуникационных технологий.
По результатам обязательной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: Соответствует занимаемой должности (указывается должность работника) Не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника)
Извлечения из Трудового кодекса Российской Федерации В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Добровольная аттестация 1)Проводится на основании заявления педагогического работника. При определении сроков подачи заявления следует учитывать, что заявление подаётся за три месяца до срока окончания действия действующей квалификационной категории.
Добровольная аттестация Педагогические работники могут подать заявление в аттестационную комиссию на высшую квалификационную категорию не ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. В заявлении учитель должен указать ориентировочный срок проведения экспертизы : с____________ по______________.
Требования, предъявляемые к первой квалификационной категории Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к высшей квалификационной категории: Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - имеют установленную первую квалификационную категорию; - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; - имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; - вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Организация аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) осуществляется в три этапа: 3. Заключительный. 2. Этап проведения экспертизы. 1. Подготовительный.
Добровольная аттестация предусматривает следующую деятельность учителя на подготовительном этапе аттестации: Сбор материалов, подтверждающих право на установление педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории (Сертификаты, грамоты, дипломы, благодарности, копии приказов, справок и т.п.) Подготовка информации об использовании современных образовательных технологий и методик в практической профессиональной деятельности учителя Подготовка к проведению открытых уроков, мероприятий.
Экспертный этап аттестации предусматривает выезд экспертной комиссии в образовательное учреждение аттестуемого педагогического работника с целью: экспертизы представленных материалов, посещения открытых уроков, мероприятий, подготовки экспертного заключения.
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности учителя (1-ый параметр). п/п Современные образовательные технологии и/или методики Цель использования технологий и/или методик Описание внедрения технологий и/или методик в практическую профессиональную деятельность Результат использования технологий и/или методик
Добровольная аттестация Учитель заполняет данную таблицу, в которой должно быть не более пяти технологий (методик) 2) эксперт оценивает работу учителя по использованию современных образовательных технологий и методик на основании посещения открытых уроков, мероприятий и анализа информации из таблицы
2-ой параметр. Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания (п. 30); вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания (п. 31).
п/п Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю Продуктивность и эффективность методической деятельности Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях и др. Наличие сертификатов Не участвует Школьный уровень Муниципальн. уровень Региональный уровень Федеральный уровень Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер- классов и др. Наличие сертификатов Не проводит Школьный уровень Муниципальн. уровень Региональный уровень Федеральный уровень Научные, научно- методические и учебно-методические публикации Наличие публикацийНет публикаций Школьный уровень Муниципальн. уровень Региональный уровень Федеральный уровень
п/п Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на сайте Наличие материалов на сайте и их представление Опыт не представлен Школьный уровень Собственный сайт Муниципальны й уровень Федеральный уровень Региональный уровень Участие в проектно- исследовательской, опытно- экспериментальной и др. научной деятельности. Наличие документов, подтверждающих участие в работе КБОУ, эксперимент. площадок, лабораторий, центров Участие в экспертных комиссиях, группах, апелляционных комиссиях, методических объединениях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов и др. Наличие копий приказов, справок
п/п Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинарах Наличие справок, письменного подтверждения Участие в профессиональных конкурсах Наличие грамот, дипломов, выписок из приказов
п/п Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю Награды Почетные звания, профессиональные награды и премии в области профессиональной деятельности Грамоты, благодарности и др., выписки из приказов Не имеетШкольный уровень Муницип. уровень Регион. уровень Федеральный уровень 20
2.3 Профессиональное развитие Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю Повышение квалификации Освоение индивидуальной программы ПК в полном объеме Квалификационные аттестаты региональн. сетевой системы ПК, Документы гос. обр. учреждений, имеющих свид-во о гос. аккредитеции менее 72 ч. Вариативные программы курсов ч. Вариативные программы курсов 216 ч. Вариативные программы курсов 216 ч. Инвариант академический + инвариант кафедральный + вариативные программы курсов Профессиональная переподготовка Наличие справки об обучении, диплома Не обучаетсяОбучение на I курсе Обучение на II курсе Программа освоена полностью Профессиональное научное развитие Наличие справки об обучении, дипломов Не обучаетсяОбучение в аспирантуре Наличие степени кандидата наук Наличие степени доктора наук
3-ий параметр. Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации (п.30); имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (п. 31).
п/ п Показатели Подтвержда ю-щие документы Количество баллов по каждому показателю (баллы не суммируются) Продуктивность и эффективность образовательной деятельности 3.1. Доля обучающихся, показавших результаты на уровне или выше среднерегиональных результатов (средние данные за межаттестационный период) по результатам итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ. Результаты ГИА, ЕГЭ Ниже среднерегио- нальных результатов На уровне среднерегио- нальных результатов Вышее среднерегио- нальных результатов 3.2. Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам внешнего контроля Результаты внешнего контроля менее 33%до 66 %66 % и более 3.3. Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам внутреннего контроля Результаты внутреннего контроля менее 33%до 66 %66 % и более
п/п Показатели Подтверждающие документы Количество баллов по каждому показателю (баллы суммируются) Результаты участия обучающихся в предметной олимпиаде. Наличие грамот, дипломов или других документов призеров и победителей олимпиад Не участвует Школьный уровень Муницип. уровень Региональ н. уровень Федеральн. уровень 3.5. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам: конкурсы конференции выставки турниры и др. Наличие грамот, дипломов или других документов подтверждающих победы и призовые места Не участвует Школьный уровень Муницип. уровень Региональ н. уровень Федеральн. уровень
Примечание Обращаем особое внимание на то, что каждый показатель должен быть подтвержден документами. 2. При подсчёте количества баллов по каждому показателю следует учитывать следующее: Например: если у учителя один победитель региональной олимпиады и если семь победителей региональной олимпиады - учитель получает одно и то же количество баллов.
После заполнения таблиц (параметры 1,2,3) все баллы суммируются Количество баллов, необходимое для аттестации: на первую квалиф. категорию баллов на высшую квалиф. категорию баллов
Заключительный этап аттестации По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: Уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории Уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории
При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации пед.работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока её действия.
Оплата производится (по первой или высшей квалификационной категории) только по тому предмету, по которому аттестовался учитель. (Остальные предметы оплачиваются по стажу).