СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Advertisements

Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
ЭФФЕКТЫ БОС-АЛЬФА-ТРЕНИНГА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Научный семинар НУГ когнитивной психофизиологии Докладчик: стажер-исследователь.
Выявление взаимосвязи между особенностями темперамента и коммуникативными умениями учащихся. Мамаева Мария ученица 10 «А» класс.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ К АНТИСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К. А. Москаленко научный руководитель: доктор психологических.
ЭЭРЛ Определение индивидуальных особенностей организма человека в зависимости от типов темперамента по восприятию времени и психомоторным свойствам.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
P300 КАК ИНДИКАТОР ВНИМАНИЯ Л.Б.Окнина, Н.Л. Нечаева, Е.В. Кутакова, Е.В.Ениколопова, М.В.Коротаева, П.Е.Волынский Институт Высшей Нервной Деятельности.
Особенности становления статуса здоровья современных пятиклассников Доктор медицинских наук, профессор Кулганов В.А., аспирантка Трубилко М.А. Санкт-Петербургский.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Научный руководитель: к.м.н., доцент О.А. Днепрова Выполнила: Н.Е. Володина.
Типологический анализ младших школьников как субъектов учебной деятельности Выполнил: Шипило С.Е. Научный руководитель: Буракова Н.К.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под.
Транксрипт:

СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ

Цель и задачи исследования Цель - выявление взаимосвязи между показателями тестов на темперамент и параметрами когнитивных вызванных потенциалов. Задачи : Теоретические задачи : Анализ литературы, посвященной связи когнитивных ВП и психических процессов Сравнить существующие точки зрения на этот вопрос Эмпирические задачи : Проверить предположение о наличии взаимосвязи между показателями тестов на темперамент и параметрами слуховых вызванных потенциалов.

Объект, предмет и гипотеза исследования Объект - психофизиологические механизмы внимания человека. Предмет - проявления темперамента в когнитивных вызванных потенциалах при слуховом внимании. Гипотеза : Существует взаимосвязь между результатами тестов на темперамент и параметрами когнитивных вызванных потенциалов при слуховом внимании.

Темперамент представлен совокупностью биологически детерминированных относительно неизменных в течение жизни свойств, определяющих динамические, интенсивностные и временные аспекты поведения и психической деятельности ( Айзенк, 1999; Русалов, 2002; Стреляу и др., 2005; Explorations in Temperament, 1991)

Вызванные потенциалы

Методика

Схема монтажа электродов

Методика : описание эксперимента 32 испытуемых возраст лет 3 экспериментальные серии, две " легких " и одна " трудная ". Пример фрагмента последовательности стимулов при реализации одд - болла. … S2, S2, S2, S1, S2, S2, S2, S2, S1, S2, … S1 – редкий ( значимый, девиантный ) стимул (1050 Гц в первой и третьей (" легких ") сериях, Гц во второй (" трудной ") серии S2 – частый ( незначимый, стандартный ), 1050 Гц

Методика : психологические опросники свойств темперамента. Каждый испытуемый индивидуально отвечал на 3 опросника свойств темперамента : Опросник формально - динамических характеристик поведения ( ОФДХП по Я. Стреляу ) – 3 « Павловские » характеристики : " Силы нервной системы ( НС ) по возбуждению и торможению ", " Подвижность нервных процессов " Опросник структуры темперамента ( ОСТ В. М. Русалова ) содержит 4 блока : " Эргичность " ( работоспособность ), " Пластичность ", " Темп " и " Эмоциональную чувствительность ", каждый в 2- х аспектах – предметном и социальном (8 показателей ). Личностный опросник Айзенка (EPI - Eysenk Personality Inventory) 2 показателя : " Экстраверсия – интраверсия " и " Уровень нейротизма "

Результаты

Примеры типичных ВП на целевой ( значимый ) стимул в отведении Cz у испытуемого группы I ( А ) и у испытуемого группы II ( Б ) Примеры типичных ВП на целевой ( значимый ) стимул в отведении Cz у испытуемого группы I ( А ) и у испытуемого группы II ( Б ) Группа I – 18 человек (56%) Группа II – 14 человек (44%)

Амплитуда волны N2 у испытуемых I и II групп в первой (« легкой »), второй (« сложной ») и третьей (« легкой ») сериях значимость p

Амплитуда волны P3 у испытуемых I и II групп в первой (« легкой »), второй (« сложной ») и третьей (« легкой ») сериях * * - p

Амплитуда комплекса N2-P3 у испытуемых I и II групп в первой (« легкой »), второй (« сложной ») и третьей (« легкой ») сериях * * - p

Корреляции между показателями тестов и параметрами ВП у испытуемых I группы Первая ( « легкая » ) серияВторая ( « сложная » ) серияТретья ( « легкая » ) серия Амплитуда N1Интров./Экстрав.(+) Соц. эргичность (+) Сила НС по торм.(-) Амплитуда N2Интров./Экстрав. (+) Предм. пластичн.(+) Соц пластичн. (+) Соц темп (+) Латентность N2Предм. пластичн.(-) Предм. темп (-) Амплитуда P3Интров./Экстрав. (-)Соц. эргичность (-) Соц. темп (-) Предм.эмоц.чувств.(+) Соц.эмоц.чквств.(+) Латентность P3Предм. темп (-) Амплитуда N2-P3Интров../Экстрав.(-) Соц. пластичность (-) Предм. темп (-) Соц. темп (-) Соц. эргичность (-)Сила НС по торм.(-) Предм.эмоц.чувств.(+)

Корреляции между показателями тестов и параметрами ВП у испытуемых II группы Первая ( « легкая » ) серияВторая ( « сложная » ) серияТретья ( « легкая » ) серия Амплитуда P3Соц. эргичность (-) Амплитуда N2-P3Соц. темп (-) Латентность N2-P3Соц. эргичность (+)

Выводы 1. Данные исследования и теоретического обзора позволяют сделать вывод о достаточно высокой эффективности применения методов электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов в научных психологических исследованиях. 2. У испытуемых I группы проявилась четкая единая система психофизиологических механизмов внимания и реагирования, характерная для понятия темперамента. 3. У испытуемых II группы психологические и физиологические стороны темперамента проявляются иначе, чем у I группы. Степень организованности этих механизмов у них ниже, а проявления темперамента, как психологические, так и физиологические, размыты или неопределенны. 4. Полученные результаты показывают определенную взаимосвязь между психологическими проявлениями индивидуальных особенностей темперамента и механизмами переработки информации в мозге человека.

Исследование осуществлено в рамках Программы « Научный фонд НИУ ВШЭ » в 2011 году

Спасибо за внимание !