В государственном стандарте основного общего образования по иностранному языку отмечается, что формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями, иными словами, как бы с вторичной социализацией. Без знания социокультурного фона трудно сформировать коммуникативную компетенцию. Из материалов Федерального государственного образовательного стандарта по иностранному языку
Формирование социокультурной компетенции учащихся второй ступени обучения посредством организации общения на уроках английского языка г. Лангепас 2009 г.
Цель работы: Создание условий для формирования социокультурной коммуникативной компетенции учащихся 5 – 9 классов посредством организации общения на уроках английского языка
Подобрать и применить на практике систему заданий, направленных на формирование социокультурной коммуникативной компетенции обучения; 1 Использовать активные методы обучения для организации общения на английском языке в учебной и внеучебной деятельности; 2 Провести диагностику (при необходимости и коррекцию) сформированности социокультурной коммуникативной компетенции. 3 Задачи:
Социокультурная компетенция Увеличение объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран Формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка « Новые государственные образовательные стандарты», Изд-во «Астрель», 2004
Главный социокультурный компонент содержания обучения Учебный текст ТематическиеРечевые ситуации Художественные Диалоги, полилоги, интервью Письма, клише Стихи, песни Аутентичные тексты
Модель управления процессом порождения устно-речевого высказывания на основе текста Чтение с полным пониманием содержания Чтение с выборочным пониманием читаемого Текстовый После текстовый Этапы Чтение с пониманием основного содержания Пред текстовый
5.Заметки 4.Основные факты текста 3.Чтение 2.Прогнозирование по заголовку 1.Постановка задачи 6.Догадка 7.Задания 8.Формулировка главной мысли текста Памятка для чтения текста с пониманием основного содержания 9.Свое мнение 10.Высказывание своего личного опыта и участие в дискуссии
средство стимул повод Учебный текст Подобрать и применить на практике систему заданий, направленных на формирование социокультурной коммуникативной компетенции обучения; 1
Подбор упражнений, способствующих формированию социокультурной коммуникативной компетенции Задания, позволяющие расширить индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира индивидуальную картину мира носителей изучаемого языка Задания, формирующие умение применять полученную информацию в аутентичных аутентичных ситуациях межкультурного общения, в коммуникативных целях Задания на усвоение чужого образа жизни, поведения при использовании страноведческого материала чужого образа жизни Задания, стимулирующие потребность в коммуникацииЗадания
Применяемые педагогические технологии обучение 5 Обучение в сотрудничестве 1 Развивающее и практико-ориентированное 2 Информационно- коммуникационные технологии и игровые 4 Личностно- ориентированный и компетентностный подход в обучении 3 Проектный метод
Развивающий метод - Мастерская Актуализация знаний – фронтальная работа 1 Текст с упражнениям и на развитие языковой компетент ности 2 4 Групповая работа 3 Взаимообуче ние учащихся в парной работе «Действуем вместе!» - обучение в сотрудничестве
Реализовать свой интерес; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории; 2 Подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социокультурной зрелости. 4 Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения 3 3 Показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенные знания; 3 1 Главные цели метода проектов
Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности Оформление информационных листов информационных листовинформационных листов Выход с презентационным материалом презентационным материаломпрезентационным материалом Выпуск буклетов буклетов Внеклассная деятельность Работа с учебными проектами проектами
Результативность 1 Уровень обученности 2 Уровень сформированности социокультурной коммуникативной компетенции 3 Диагностика уровня сформированности интеллектуальных способностей учащихся (ГИТ)(ШТУР ) 4 Динамика внутренней мотивации к изучению английского языка Анкетирование и наблюдение 5
Результаты учебной деятельности по английскому языку
(Кошкарева А., 10 кл., III место) (Павлова Виктория, 9 кл., II место) учащихся вышли во второй тур (III олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур 1 учащаяся получила на третьем туре диплом за решение трудных задач учащихся вышли во второй тур (III олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур 1 учащаяся получила на третьем туре диплом за решение трудных задач учащихся вышли во второй тур (IV олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур учащихся вышли во второй тур (IV олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур учащихся вышли во второй тур (V олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур учащихся вышли во второй тур (V олимпиада) 2 учащихся вышли в третий тур Достижения учащихся в предметной олимпиаде и олимпиаде по УрФО.
Уровень сформированности социокультурной коммуникативной компетенции (в % отношении) 7 класс класс 2008
Развитие навыков общения (8-ые классы) - объем высказываний
Диагностика уровня сформированности интеллектуальных способностей учащихся (ГИТ), (ШТУР)
Уровень внутренней мотивации (в %) к изучению предмета – 8 (7) класс Социальный мотив Коммуникативный мотив Познавательный мотив
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 6 (22уч.), 8 (22 УЧ.), 9 (12 УЧ.) КЛАССОВ ВОПРОС : ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЖЕЛАНИЕ ИЗУЧАТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ПОСЛЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ?
Интерес учащихся к созданию творческих работ по предмету (с использованием ИКТ)
Экзамен в форме и по материалам ЕГЭ класс параметры 11в ( ) (традиционное обучение) Кол-во 1 чел Успеваемость 100% Качество 100% Средний балл (по 5-ти балльной) 4 Средний балл (по 100 бальной шкале) 75 Уровень обучаемости средний