Возможности интеграции механизма ПЭУ в экономическом контексте в Узбекистане Алексей Кобзев эксперт проекта
Структура 1. Обзор существующих экономических механизмов регулирования охраны окружающей среды в РУз 1.1 Экономические механизмы управления природопользованием 1.2 Положения национальных документов и нормативно-правовых документов в поддержку внедрения новых финансовых механизмов по охране окружающей среды 1.3 Эффективность экономических инструментов по охране окружающей среды 1.4 Роль платежей за экосистемные услуги в повышении эффективности регулирования охраны окружающей среды.
2. Возможности интеграции механизма ПЭУ в экономическом контексте РУз 2.1. Управление землепользованием в Узбекистане Собственность на землю и земельный налог Рекомендации по типам схем ПЭУ в сфере землепользования Возможности внедрения ПЭУ в секторе биоразнообразия. Рекомендации по типам схем ПЭУ
3. Потенциальные преимущества ПЭУ в Узбекистане 4. Методики стоимостной оценки экосистемных услуг в сфере сохранения биоразнообразия 4.1. Краткий обзор существующих методик оценки 4.2. Наиболее применимые методики оценки экосистемных услуг в РУз 5. Общие выводы.
Резюме Одна из важных задач природоохранной политики Узбекистана - это поэтапное внедрение и совершенствование экономических механизмов природопользования. Основные экономические механизмы, применяемые в Узбекистане в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов это: платежи налоги льготы лицензии Также, один из важных механизмов, созданных для усиления финансирования деятельности по охране природы и рационального природопользования – это фонды охраны природы.
Изучение возможностей внедрения в Узбекистане механизма платежей за экосистемные услуги показало, что положения и нормы ряда природоохранных документов, стратегий, программ позволяют начать использование ПЭУ. Система существующих платежей и налогов, применяемых в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов дает ряд возможностей по использованию ПЭУ. Также возможно внедрение ПЭУ через фонды охраны природы, специальный.механизм, созданный для усиления финансирования деятельности по охране природы и рациональному природопользованию. Общие выводы
В законодательстве РУз нет прямых указаний на использование механизма ПЭУ, но существующие законы в частности Закон РУз «Об охране природы» предлагают ряд положений, поддерживающих введение финансовых механизмов подобных ПЭУ. Необходимо повышать эффективность финансовых механизмов в сфере охраны природы, усиливать методы и рычаги, используемые государством, для финансирования природоохранной деятельности. Необходимо признать,что восстановление и охрана природы Узбекистана требуют больше средств, чем выделяется в настоящее время, а финанс. прир.охр. программ самими пользователями природных ресурсов (предприятиями–загрязнителями, сельским хозяйством) является недостаточным.
Необходимо признать, что штрафы и другие санкции за загрязнение окружающей среды и нерациональное природопользование, в качестве единственной санкции за несоблюдение природоохранного законодательства, не выполняют свою роль сдерживающего фактора, предотвращающего повторное нарушение закона. Введение практики использования экологических платежей должно привести к тому, что средства будут целевым образом тратиться на улучшение состояния экосистем.
Учитывая, что деятельность по сохр. и восст. биоразн. требует значительных фин.средств, существует ряд перспектив для внедрения механизма платежей за экосистемные услуги в сфере биоразнообразия. В сфере землепользования предлагаются следующие типы схем ПЭУ: оказание экосистемных услуг направленных на проведение мероприятий по повышению плодородия земель; на уменьшение засоленности и восстановление почв на орошаемых землях; на предотвращение деградации земель в предгорных районах, увеличение лесистости склонов, и восстановление почв за счет выращивания фисташки и других лесных насаждений.
В сфере биоразн. возм. введение договора и платежей местным жителям для сохранения охотугодий от перевыпаса скота и вырубки древесно-кустарниковой растительности Важная проблема для Узбекистане сокр. площади лесов. Закл. догов. по оказанию экосист.услуг в сфере восст. лесов с фермерами, мест.нас или комм. орг. может значительно улучшить ситуацию Доп. возможн. по введению ПЭУ это проведение таких мероприятий как лесовозобновл, лесонасаждение и методы ведения с/хоз, увел. содержание органического почвенного углерода (например, прямой посев или безвспашная технология посева) можно фин. за счет соглашений по МЧР.
Общественные организации могут выполнять важную функцию по распространению информации и выгодах использования ПЭУ и продвижения этого механизма. Демонстрация реалистичной оценки стоимости пользы экосистем и биоразнообразия приводит к пониманию их ценности и как результат сохранению биоразнообразия Очень важно распространение тезиса, что неспособность учитывать полную экономическую стоимость экосистем и биоразнообразия стала существенным фактором их утраты и разрушения.
Необходимо учитывать, что в случае, когда ценность природы, ее красоты и пользы для здоровья не подвергаются сомнению - денежная оценка биоразнообразия и внедрение договоров могут даже оказаться вредными, если это противоречит национальным ценностям. В случае, когда культурные и духовные ценности (помогающие сохранить природу) частично утеряны, или сохранены, но только у меньшей части общества, необходима наглядная демонстрация стоимости экосистем с проведением оценки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!