Формирование и оценивание компетенций выпускников в образовательных программах на основе ФГОС ВПО А.А. Шехонин, проректор НИУ ИТМО Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики НИУ ИТМО
Смена образовательной модели Содержательный аспект реформы ВПО России. ФГОС ВПО ЗНАНИЯ ВЛАДЕНИЯ ВЫПУСКНИКА (по ГОС-2 ВПО) КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Готовность применения ЗУН и личностных качеств вести продуктивную деятельность Знаниевая (квалификационная) Деятельностная(компетентностная) Результатыподготовки(революционныеизменения) Эволюционный переход
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Образование ФГОС (ГОС) Профессиональная деятельность ПРОФСТАНДАРТЫ Знания, владения Выпускника ГОС - 2 Компетенции Выпускника ФГОС РО = З+У+Н РО = З+У+Лк +Компетенции Виды профессиональной деятельности, трудовые функции, действия Квалификация РО = З+У Дескрипторы Квалификации Переход от знаниевой модели к компетентностной Моделирование деятельности ( инновационные технологии) Знаниевая Компетентностная
«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИИВЫПУСКНИКА ВУЗА «ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КОМПЕТЕНЦИЯ УМЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (психофизические особенности, мотивация, установки и др. ЗНАНИЯ
Наблюдение взаимосвязи характеристик обучающегося
Проблемы формирования и оценивания компетенций в вузе латентность; отсроченный характер выявления компетенций выпускника; многофункциональность; надпредметность; связанность с уровнем способностей обучаемых; при оценки уровня освоения компетенций необходимо переходить к наблюдаемым признакам их проявления и балльному шкалированию
Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? - удастся ли повысить активность и мотивацию обучающихся к получению ВПО ? - будет ли создано жизнеспособное взаимодействие вузов с работодателями и бизнесом в процессе реализации ФГОС ВПО ? - произойдет ли переход традиционного обучения по дисциплинам на компетентностную модель подготовки ? - целеполагание и результаты обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов – к формированию компетенций выпускника, соответствующих требованиям к выполнению определенных трудовых функций и социально-личностной деятельности) ? - содержание образования (от предметно разбросанной структуры к системной основе овладения деятельностью, в том числе отвечающей личным интересам и потребностям обучающегося) ?
Оправдаются ли ожидания реформирования ВПО на основе КМП? - образовательные технологии (от традиционных форм и технологий преподавания к инновационным, активным и интерактивным технологиям, от запоминающей формы обучения студента к организации активной самостоятельной работы студента; от контроля знаний к новым средствам и методам регулярного оценивания персональных результатов обучения и компетенций) ? - деятельность обучающегося и переход к студентоцентрированной системе (от репродуктивной, пассивной позиции обучающегося – к активной, ответственной его позиции за процесс и результаты обучения, равноправного субъекта учебного процесса) ? - достаточно - ли ресурсное обеспечение (кадровое, организационное, материально-техническое, финансовое и т.п.)?
Образовательная программа вуза – основа формирования и оценивания компетенций выпускника (компетентностно-ориентированная)
Образовательная программа вуза Образовательная программа вуза- системообразующий компонент учебного процесса, определяет основные характеристики и условия получения образования определенного вида, уровня и направленности. Образовательная программа основа вуза для получения лицензии, аккредитации присвоения квалификации получения диплома рейтингования вузов финансирования
Модель формирования и оценивания результатов обучения и компетенций в вузе КМВ вуза Укрупнение Кластеризация компетенций ООП ПОРТФОЛИОРО ВКР ИГА Защита ВКР ГосэкзаменДИПЛОМ Портфолио компетенций Тарификатор Дескрипторы РО З У Лк Руководитель, Рецензент ФГОС ВПО Дескрипторы РО ЗУЛк
Этапы формирования и оценивания результатов обучения и компетенций в учебном процессе 1. Разработка компетентностной модели выпускника вуза по конкретной ООП на основе ФГОС ВПО 2. Описание компетенций выпускника в форме наблюдаемых и измеряемых признаков их проявления (результаты обучения - знания, умения и личностные качества; компетенции по дисциплинам) 3. Создание оценочной шкалы результатов обучения, фондов оценочных средств и технологий их применения
Компетентностная модель выпускника по направлению подготовки (ФГОС ВПО) Компетенции выпускника по направлению подготовки (50-60 шт) Общекультурные (универсальные) шт. Профессиональные (30-40 шт) Орг. управл деят. Произв техн. деят. Проект ная деят. Научн. иссл. деят. Набор компет енций Набор компете нций Инструментальные ( когнитивные, работа с компьютером, письменная и устная коммуникация на родном языке, знание иностранного языка и т.д.) Общенаучные (базовые знания в области: математики и естественных наук, гуманитарных наук, экономических наук и др.) Социально-личностные
Рамочный характер модели компетенций выпускника ФГОС ВПО - по структуре два крупных класса – общекультурные и профессиональные, большое число до компетенций (есть в ФГОС до компетенций), - без учета профильной направленности ООП вуза - неоднозначность и сжатость формулировок - слабая дифференциация и операционализация по уровням освоения и образования - неадекватность связи требований к результатам обучения по циклам дисциплин и разделам ООП с компетенциями выпускника просто дублируют их или носят явно содержательный характер образования
Построение КМВ по профилю ООП вуза - дополнить задачи профессиональной деятельности ФГОС ВПО за счет разработки вузовской части задач с учетом профиля подготовки бакалавра или специализации магистра - разработать совокупность компетенций для вузовской части структуры ООП с учетом профиля подготовки бакалавра (магистра) - объединить компетенции базовой и вузовской частей ООП и структурировать их по группам (кластерам) для ИГА - операционализация компетенций в форме признаков их проявления на уровне умений и профессионально ориентированных действий для реализации конкретной ООП
Кластеризация компетенций выпускника для ИГА Укрупненная компетенция Компетенция К1 Компетенция К3 Компетенция К2 Компетенция К1,1 Компетенция К1,2 Компетенция К1,3 Кластер компетенций (от 3 до 5 компетенций)
1. Готовность структурировать знания, формулировать и обосновывать задачи исследования, разработки, производства и управления. 2. Готовность использовать основные методы и прикладные программные средства для математического моделирования, инженерно- технологических расчетов и организационно- управленческих задач. 3. Способность решать комплексные инженерные задачи, достигая обоснованных результатов и выводов, используя знания математики, естественных и инженерных наук. 4. Умение проводить исследование научных и производственных задач, в том числе путем проектирования экспериментов, анализа и интерпретации данных, синтеза и обработки информации для получения обоснованных и корректных выводов. 5. Готовность критически оценить оригинальность и новизну собственных результатов, научных, конструкторских, технологических и управленческих решений. КЛАСТЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА для ИГА (инвариантно к видам и объектам профессиональной деятельности)
КЛАСТЕРЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА 1. Способность качественно оформить пояснительную записку и представить содержательную презентацию результатов исследований и разработки. 2. Понимание профессиональной этики и норм, готовность работать индивидуально и в команде, обладание профессиональным мировоззрением. 3. Демонстрирование понимания вопросов экологии, безопасности, энергосбережения и осознания последствий инженерной деятельности.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (умения, профессионально ориентированные действия) Компетенция Умения, действия УД1 Умения, действия УД3 Умения, действия УД2 Умения, действия УД1,1 Умения, действия УД1,2 Умения, действия УД1,3
ЗУЛк 4 Профессиональные компетенций выпускника Компетенция-1 Компетенция – i Компетенция-n (40-60) ЗУЛк 1 ЗУН 2 ЗУН 3 Знания Умения Лк Область труд. функций Область трудовых действий Результаты обучения – усвоенные и демонстрируемые студентом знания, умения, личные качества, Компетенции по дисциплине – проявляются при решении учебных задач различных уровней сложности, нестандартности, а также ответственности и самостоятельности обучающегося ЗУЛк ЗУН Модель формирования и оценивания РО и компетенций при освоении ООП
Структура компетенций и результатов обучения по уровням ООП в соответствии с ФГОС ВПО КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА Знания Умения Владения Знания Умения Владения Знания Умения Владения Уровень дисциплин (модулей) Знания Умения Владения З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк Результаты обучения Уровень учебных циклов З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк З У Лк УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ГСЭ ЕН ОПДПроф. Уровень дисциплин (учебных модулей)
Описание наблюдаемых признаков проявления компетенций выпускника для разработки ООП каково содержание и сущностные характеристики проявления каждой компетенции выпускника до уровня цикла, дисциплины (модуля) ООП; на каких уровнях, с помощью каких результатов обучения и оценочных шкал студент должен продемонстрировать владение компетенцией; как (с помощью какого содержания, объема в з.е., образовательных технологий и т.п.) можно формировать компетенции на основе реализации дисциплин ООП.
Оценивание компетенции на основе ее компонентов (результатов обучения) Создать таксономическую таблицу (тарификатор) описания уровней освоения – знаний, умений и личностных качествСоздать таксономическую таблицу (тарификатор) описания уровней освоения – знаний, умений и личностных качеств Задать диагностируемый уровень освоения компетенции с использованием таблицыЗадать диагностируемый уровень освоения компетенции с использованием таблицы Разработать оценочный инструментарий (фонды оценочных средств и методики применения) для определения результатов обученияРазработать оценочный инструментарий (фонды оценочных средств и методики применения) для определения результатов обучения Разработать инновационный оценочный инструментарий для оценивания компетенций по дисциплинам на основе моделирования условий проявления профессиональной деятельности ( компетентностно-ориентированные задания, кейс-измерители, деловые игры и др.) Разработать инновационный оценочный инструментарий для оценивания компетенций по дисциплинам на основе моделирования условий проявления профессиональной деятельности ( компетентностно-ориентированные задания, кейс-измерители, деловые игры и др.)
Основные требования к формированию результатов обучения в вузе (дисциплина – ООП) - описывать приобретаемые знания, умения и навыки на соответствующих уровнях подготовки (в компетентностном формате); - согласованы с формируемыми компетенциями выпускника (наблюдаемыми их признаками проявления); - соотнесены с трудоемкостью освоения дисциплины; - согласованы с технологиями преподавания, обучения и оценивания; в соответствии с установленными критериями оценивания (пороговый уровень) и критериями выставления оценок (отметок); - подлежать оцениванию – в соответствии с установленными критериями оценивания (пороговый уровень) и критериями выставления оценок (отметок); - периодически пересматриваться;
Основные требования к системе оценивания результатов обучения в вузе Объективность - Объективность – адекватность соответствия установленных результатов обучения (РО) на соответствующих уровнях оценочным средствам и технологиям; Прозрачность - Прозрачность – доступность РО всем заинтересованным участникам учебного процесса (включая родителей студентов), а также необходимость наличия экспертной оценки средств и технологий контроля; Оперативность - Оперативность – получение требуемых объемов РО в требуемые сроки; Эффективность - Эффективность – персональный охват РО всего контингента обучающихся (массовость) в установленный период; Сопоставимость - Сопоставимость - соответствие РО в формате требований ФГОС ВПО по направления подготовки (специальностям) квалификациям для обеспечения мобильности обучающихся (выпускников).
Основные этапы разработки рабочей программы дисциплины (модуля) 1. Отбор компетенций выпускника ООП вуза, формируемых в рамках дисциплины с установленной трудоемкостью (з.е. или ак. час.) 2. Развертывание компетенций по уровням их проявления в проф. деятельности – ситуаций, проблем, задач, которые должен научиться решать студент по дисциплине 3. Установление требований к дифференцированным уровням знаний, умений (РО), которые должен освоить студент для формирования компетенций в рамках трудоемкости дисциплины 4. Разработка содержания дисциплины, необходимое для формирования компетенций 5. Формирование средств, методов и критериев оценивания заданных уровней освоения студентом результатов обучения (РО) Пороговое значение и качество усвоения на установленном уровне с присвоением баллов по каждой компетенции 6. Разработка методических рекомендаций преподавателю по организации форм и технологий преподавания 7. Разработка методических указаний студенту по организации его обучения, в том числе самостоятельной работы 8. Формирование перечня условий реализации дисциплины (литературы, УМК, мат-технического и т.п.)
Структура рабочей программы дисциплины (модуля) ООП Перечень компетенций выпускника вуза по дисциплине Требования к уровням знаний, умений (РО) Содержание дисциплины Средства, методы и критерии оценивания Методические рекомендации по форме и технологиям преподавания Методические указания по самостоятельной работе Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение
Модель технологии достижения результата обучения по ФГОС СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (самостоятельно устанавливается, актуальность, направленность, широта, глубина) РО: ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА Технологиипреподавания Технологии (средства) оценивания К О М П Е Т Е Н Ц И И (проявления) Технологииобучения
Новые образовательные технологии (преподавание, обучение, оценивание) – необходимое условие формирования и оценивания компетенций Общий вектор образовательных технологий - активизация студента, повышение уровня его мотивированности, самостоятельности, коммуникативности, адаптивности и ответственности. Пункт 7.3. ФГОС: «реализация компетентностного подхода - широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой …». «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется целью программы, контингентом обучающихся и содержанием дисциплин, и должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (бакалавр). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (бакалавр)».
Образовательные технологии - Работа в команде - Case-study - Игра - Проблемное обучение - Проектное обучение - Обучение на основе опыта - Индивидуальное - Междисциплинарное - Самостоятельная работа
Контроль и оценивание Текущий контроль успеваемости Основные формы: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, коллоквиумы, контрольные работы. Достоинства: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатки: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций. Промежуточная аттестация Основные формы: зачет и экзамен. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее раздела (разделов). Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Итоговая государственная аттестация Основные формы: государственный экзамен, защита ВКР. Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.
Оценка качества освоения ООП в ФГОС ВПО (раздел 8 ФГОС ВПО) - вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, - вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе ……разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников……. - включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников - включает - текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая государственная аттестация выпускников - формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно - формы и процедуры текущего и промежуточного контроля по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до обучающихся в течении первого месяца обучения …….. - для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, - для аттестации персональных и поэтапных достижений обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты, контрольные работы и методы контроля для оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций ………. - вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности……… - вузом должны быть созданы условия контроля студентов приближенные к условиям их будущей профессиональной деятельности………
Модели оценивания результатов обучения в учебном процессе (текущая и промежуточная аттестация) 1. Традиционная модель (знаниевая) 2. Балльно-рейтинговая система (БаРС)
Контроль результатов обучения (знаний) студентов по ГОС ВПО
ФГОС ВПО. Кредитно-модульная организация учебного процесса
Линейный учебный процесс
Требования к компетентностно- ориентированным измерителям 1.Отражать динамику изменений РО как компонентов компетенций, характеризовать способность к обучаемости 2.Выявлять активность, мотивацию обучающихся в освоении РО 3.Обеспечивать взаимосвязь технологий обучения и оценивания РО 4.Воспроизводить при контроле РО условия постоянной деятельности с обеспечением управления и коррекции учебного процесса.
Основные задачи БаРС -Упорядочивание, объективность, прозрачность и развитие средств (ФОС) и технологий оценивания РО и компетенций в учебном процессе; -Постоянное улучшение (коррекция, управление) процесса обучения; -Ритмичная работа студента; -Повышение мотивации и стимулирование студента; -Доступность РО для всех заинтересованных лиц, включая родителей; -Вовлечение вуза в Болонский процесс, построение результатоориентированной, компетентностной и студентоцентрированной системы ВО
Формирование и оценивание РО (ЗУН и ЛК) по дисциплине (модулю) в БаРС t Трудоемкость, час. РО ЗУН баллы ЗУН – обученность по дисциплине обучаемость студента, характеризует элемент формирования компетенции (личностные характеристики – ответственность, дисциплинированность и др.) Сочетает свойства портфолио, кейс- измерителей
Аттестация итоговая Аттестация Результат образования Квант результата Ректорат Деканат Преподаватель (куратор) Система AcademicNT Родители Работодатели Модуль 1 Т Р У Д О Е М К О С Т Ь Модуль 2Модуль 3 Структура организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса (БаРС) Текущая
Планирования результатов обучения студентов 3 курса по дисциплине "Прикладная оптика" в 5 семестре Модуль 1Модуль 2 Промежу- точная аттестация по дисциплине Текущий контроль по точкам Рубежный контроль Текущий контроль по точкам Рубежный контроль [min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max[min]max Теоретический материал : Посещение лекций Сдача тестов в ЦДО * Сдача тестов в срок 0.6 Практические занятия: Контрольные работы * Выполнение домашнего задания * Сдача домашнего задания в срок 0.4 Работа на занятии Промежуточная аттестация 1220 Сдача тестов в ЦДО Письменный экзамен Балловая стоимость одной точки Накопление баллов Итого: Сдача тестов в срок Посещение лекций Сдача домашнего задания в срок Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1июня 2012 г.
Критериально-ориентированный подход оценивания в БаРС позволяет: - выявить освоенные и не освоенные знания, умения, навыки и компетенции, - построить индивидуальную образовательную траекторию каждого студента и повысить индивидуализацию учебного процесса; - ранжировать тестируемых по проценту выполнения и построить рейтинговые шкалы; - разбить испытуемых на несколько групп с помощью нескольких критериальных баллов и привести развернутый анализ не освоенных разделов содержания и компетенций.
КРИТЕРИИ качества учебного процесса Критерий 1. В каждой точке текущего контроля не менее чем у 90% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должна быть выставлена аттестация отличная от нуля баллов. Критерий 2. В каждой точке текущего контроля не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум данной точки. Критерий 3. По рубежной аттестации не менее чем у 80% контингента студентов по дисциплине (с учетом уважительных причин не участия) должно быть набрано число баллов, которое превосходит пороговый минимум накопленных баллов по всему модулю. Критерий 4. Не более чем у 5% контингента студентов по дисциплине результаты контроля вносятся преподавателями в электронный журнал с опозданием срока не более 2-х дней.
Управление качеством УП. Интерпретация БаРС. Набор баллов.
Зачетыиоценки Зачеты и оценки Студенты, выполнившие все виды запланированных учебных занятий и набравшие в ходе текущей и рубежной аттестации по дисциплине: дисциплина набранная сумма баллов Зачет Диффер. зачет допуск к итоговой аттестации Автоматическое выставление оценки без итоговой аттестации дисциплина - i от 40 до 48нетданет от 48 до 59да нет от 60 до 66да да (3) от 66 до 80да да ("3" или "4") Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая-1 июня 2012 г.
Электронные тесты Международная научная конференция NIT-QM Турция 25 мая – 1 июня 2012 г.
Компетентностные электронные тесты
Виртуальные лаборатории
Мониторинг учебного процесса в системе БаРС Международная научная конференция NIT-QM Турция мая 2010 г.
Рейтинг студентов 1 курса Рейтинг студентов 1 курса (все дисциплины весеннего семестра 2010/2011 уч. г.) 17 % неудовл. 14 % отл. 33 % хор. 36 % удов.
Портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других обучающихся. 2. Оценить его учебные достижения в процессе мониторинга учебного процесса. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как приложение к диплому о результатах освоения компетенций (вместо нынешнего приложения по отдельным дисциплинам). Портфолио
Спасибо за внимание Шехонин Александр Александрович проректор по УМР СПбГУ ИТМО тел. 8 (812)
Дескрипторы уровней знаний (дифференциация требования должен знать) З1 Знание – знакомство Может узнавать объект, явление и понятие при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них, находить в них различия и относить к той или иной классификационной группе, знание источников получения информации. З2 Знание – копия Может осуществлять самостоятельно репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации. З3 Знание – продукция(аналитические знания) Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е. представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях. З4 Знание – трансформация (системные знания)Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира, творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях.
Дескрипторы уровней умений (дифференциация требования должен уметь) У1 Первичные умения Умеет корректно выполнять предписанные действия по инструкции, алгоритму и т.п. в известной ситуации. У2 Репродуктивные уменияУмеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемо изменяющейся ситуации. У3 Продуктивные умения (умелая деятельность) Умеет самостоятельно выполнять действия (приемы, операции) по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в непредсказуемо изменяющейся ситуации. У4 Исследовательские умения Умеет самостоятельно выполнять действия, связанных с решением исследовательских задач, творческое использование умений (технологий).
Дескрипторы уровней личностных качеств (дифференциация понятия отношение к осуществляемой деятельности) 0 Безответственность Безразличное, безответственное отношение к учебе, порученному делу. СЛ1 Ответственность Демонстрирует позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности, проявляет активность при выполнении порученного дела. СЛ2 Инициативная ответственность Проявляет настойчивость и увлеченность, трудолюбие, творческий подход, готовность самостоятельно выполнять порученное дело.