Концепция аттестации педагогических работников образовательных профессиональных учреждений базируется на интеграции современного образовательного менеджмента с основами системного, культурологического, компетентного подходов в образовании в контексте теории всеобщего управления качеством. Понятие «компетентность» применительно к образу профессионально-квалификационной модели и педагогического работника.
Профессиональная компетентность определяется с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, а с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, а также готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности.
Компетентность - совокупность компетенций. Под компетенцией в самом общем смысле будем понимать личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Все компетенции специалиста можно разделить на профессиональные и личностные.
Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области. Личностные компетенции – это качества, которые характеризуют специалиста через личностно-психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества, необходимые для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития.
Повышение компетентности педагога в межаттестационный период осуществляется через: -творческую деятельность; - научную и экспериментальную работу; - конференции, лекции, педагогические чтения, круглые столы, семинарские занятия, консультации, психологические тренинги и др.; - обмен опытом; - участие в различных профессиональных конкурсах; - участие в методических объединениях; научно методических советах - анализ педагогических ситуаций, деловые, организационно-деятельностные игры.
Портфолио Портфолио представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов педагогической деятельности, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной рефлексии и дальнейшей коррекции деятельности педагога. Назначение портфолио, как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на рефлексию, самоанализ, адекватную самооценку своих профессиональных возможностей.
Рекомендуемый перечень документов для портфолио педагога - описание творческих, проектных, исследовательских работ (как методических, так и учебных); - описание опытно-экспериментальных педагогических работ; - тексты, тезисы докладов на заседаниях методических объединений и семинарах; - тематические подборки литературы; - списки прочитанных за год книг с аннотациями; - аудио- и видеокассеты с записями выступлений педагога (руководителя) на конференциях, семинарах и пр.; - видеоматериалы с записями уроков т/о или п/о, их фрагментов; - конспекты (планы) мероприятий (уроков, досуговых меропариятий, совещаний и др); - отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.; - свидетельства, удостоверения, сертификаты о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях и пр.; - дипломы, поощрения, награды; - отзывы обучающихся, коллег, социальных партнеров, родителей и др.
Упражнение «Открытый микрофон» Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают необходимость умения управлять собой? Зачем педагогу такое профессиональное качество - владеть собой? Каковы способы саморегуляции профессиональной деятельности и самочувствия педагогов? Как вы боретесь с негативными эмоциями?
Профессиональное выгорание, профессиональное истощение, профессиональная деформация Профессиональное истощение - комплексный феномен, затрагивающий личностную,непрофессиональную, профессиональную, организационную и социальную сферы деятельности педагога. Профессиональное истощение педагога как состояние, выражается во временной утрате способности к адекватной рефлексии собственной деятельности, в снижении работоспособности, отрицательно влияющих на профессионально-личностный рост.