МЕТОДИКА УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Методика обработки информации Составление плана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и.
Advertisements

ПЛАН. ТЕЗИСЫ. КОНСПЕКТ.. План План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.
ПАМЯТКИ ПО ПРИЁМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Часть С8 Задание на составления плана. С8 – составление развернутого плана по предложенной теме. План – это кратко и последовательно изложенное содержание.
1421 МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
Филон С. В., учитель русского языка и литературы МБОУ « ООШ 9» г. Ачинск Красноярского края.
Железняк Н. Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Лиан Практическое занятие Требования к исследовательской работе.
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Методы самостоятельной работы с книгой.
Методы самостоятельной работы с литературой. Оформление письменных ученических работ разных жанров.
Выполнил: Пантюков Е. А.. Все главы в оглавлении и тексте должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Каждую главу, а также «Введение», «Заключение»,
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ Автор: Чурносова Татьяна Александровна – учитель истории, I категории, МКОУ ОСОШ.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
Транксрипт:

МЕТОДИКА УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Методика обработки информации Составление плана

1. Средства организации умственного труда: План – компактное отражение последовательности изложения материала. Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Конспект – краткая запись содержания чего- нибудь, выделение главных идей и положений работы.

2. Тексты, создаваемые на материале исходного текста: Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, где сопоставляются и анализируются различные точки зрения. Доклад – публичное сообщение на определенную тему, а также письменное изложение содержания этого сообщения. Аннотация – краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, с точки зрения назначения, содержания, формы.

3. Разбор и оценка научного произведения: Рецензия – детальный анализ и оценка произведения, содержащие краткое объективное воспроизведение взглядов автора и оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника. Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо без детального анализа содержания.

4. Самостоятельное научное произведение: Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальной научной проблеме. Курсовая работа – самостоятельное теоретическое и (или) экспериментальное исследование отдельных частей учебного курса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научной литературы.

5. Научная квалификационная работа: Выпускная квалификационная работа – научно- исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки, разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы. Дипломная работа – вид итоговой государственной аттестации, форма ВКР. По материалам сайта

Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

Вопросный план Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста? План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов. План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Принципы рубрикации текстов Рубрикация - это: 1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой; 2) использование заголовков, нумерации и т. д.

В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования. Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой. Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

Наиболее употребимы две системы нумерации. 1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов. При таком подходе система обозначения строится по нисходящей: А... Б... В... - I... II... III )... 2)... 3)... - а)... б)... в)... При этом соблюдается следующий порядок: а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая); б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита (например: раздел А); в) номера глав - римскими цифрами (глава I); г) номера параграфов - арабскими цифрами (§ 1).

Например: Часть первая. Общие положения Раздел А. Язык и речь Глава I. Язык § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях. При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста - из трех цифр. Например: (1 - номер раздела, 2 - номер главы, 3 - номер параграфа). Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д. Важное замечание: в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь; строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, однозначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

Правила составления плана Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль. Озаглавь каждую часть. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль. Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане. Памятка по составлению плана. Деление содержания на смысловые части. Выделение в каждой из них главной мысли. Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).

Составление плана Как составлять простой план Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. Запишите план. Запомните требования к плану: а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы); б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.