Идейно-художественное своеобразие малой эпической прозы Ф.Сологуба («Земле земное», « Свет и тени», « Жало смерти», «Красота», «Елкич»)
Особенности художественной манеры писателя проявляют себя на разных уровнях,которые позволяют оценить идейно- художественное содержание произведения. Особенности художественной манеры писателя проявляют себя на разных уровнях,которые позволяют оценить идейно- художественное содержание произведения.
Появилась необходимость объяснить трагедию человеческих судеб. Появилась необходимость объяснить трагедию человеческих судеб.
«Велись мучительные жанровые искания,жанровый поиск осуществлялся на путях синтеза разных тенденций,форм культур,ранее существовавших,некогда забытых,а теперь оживших в новом качестве»[Алькенина 2002:324] «Велись мучительные жанровые искания,жанровый поиск осуществлялся на путях синтеза разных тенденций,форм культур,ранее существовавших,некогда забытых,а теперь оживших в новом качестве»[Алькенина 2002:324]
Объектом исследования являются рассказы Ф.Сологуба (Земле земное, Жало смерти,Свет и тени,Красота, Елкич). Объектом исследования являются рассказы Ф.Сологуба (Земле земное, Жало смерти,Свет и тени,Красота, Елкич).
Предмет исследования – идейно- художественное своеобразие малой прозы писателя. Предмет исследования – идейно- художественное своеобразие малой прозы писателя.
Цель данной дипломной работы - исследовать и определить идейно- художественное своеобразие малой прозы Федора Сологуба. Цель данной дипломной работы - исследовать и определить идейно- художественное своеобразие малой прозы Федора Сологуба.
1)обозначить жанровые особенности малых эпических форм,отделив повесть от рассказа и рассказ от новеллы; 1)обозначить жанровые особенности малых эпических форм,отделив повесть от рассказа и рассказ от новеллы; 2)определить возможные пути анализа художественного текста,опираясь на работы известных литературоведов,выявить возможности разных подходов к истолкованию текста; 2)определить возможные пути анализа художественного текста,опираясь на работы известных литературоведов,выявить возможности разных подходов к истолкованию текста; 3)выявить идейно-художественное своеобразие малой прозы Ф.Сологуба. 3)выявить идейно-художественное своеобразие малой прозы Ф.Сологуба.
Соотношение архетипа и фабулы позволяет понять не только справедливость определения Сологуба как последователя Шопенгауэра,но и высветить особенности авторской позиции,позволяющей это утверждать. Соотношение архетипа и фабулы позволяет понять не только справедливость определения Сологуба как последователя Шопенгауэра,но и высветить особенности авторской позиции,позволяющей это утверждать.
Его тянет к изображению детей в момент нарушения ими каких-то социальных норм:это могут быть шалости(«Земле земное»),проказы(«Жало смерти»),какие-то трудно- объяснимые странности(«Елкич»). Его тянет к изображению детей в момент нарушения ими каких-то социальных норм:это могут быть шалости(«Земле земное»),проказы(«Жало смерти»),какие-то трудно- объяснимые странности(«Елкич»).
«Бытовые ситуации провоцируют включение ребенка в порочный круг ненависти и злобы,когда он сам превращается в носителя зла и дьявольской силы»[Сваровская 1999:92]. «Бытовые ситуации провоцируют включение ребенка в порочный круг ненависти и злобы,когда он сам превращается в носителя зла и дьявольской силы»[Сваровская 1999:92].
Наблюдения Ф.Сологуба связаны с осмыслением судеб молодых людей и выяснением причин трагического финала их жизни,что заставляет писателя тяготеть к жанру философской новеллы с элементами притчевого повествования. Наблюдения Ф.Сологуба связаны с осмыслением судеб молодых людей и выяснением причин трагического финала их жизни,что заставляет писателя тяготеть к жанру философской новеллы с элементами притчевого повествования.
Стремясь постичь закономерности детских судеб,писатель обращается к архетипу инициации,обостряя проблему вхождения ребенка в чуждый ему мир взрослых людей,в котором редко сыщешь доброго проводника или помощника,чаще на пути маленького человека оказываются всякого рода искушения,которых ему без помощи взрослых не преодолеть. Стремясь постичь закономерности детских судеб,писатель обращается к архетипу инициации,обостряя проблему вхождения ребенка в чуждый ему мир взрослых людей,в котором редко сыщешь доброго проводника или помощника,чаще на пути маленького человека оказываются всякого рода искушения,которых ему без помощи взрослых не преодолеть.