Объять необъятное: как библиографической службе помогать университету? Из опыта работы библиографического информационного центра Научной библиотеки Томского государственного университета Шабурова О.Г., зав. библиографическим информационным центром НБ ТГУ Санкт Петербург 2010
Национальный исследовательский Томский государственный университет 23 тысячи студентов по 130 направлениям и специальностям, 700 аспирантов по 84 специальностям, 100 докторантов по 38 специальностям. В структуре университета 24 факультета и учебных института, 4 филиала и 47 центров довузовской подготовки в городах Сибири и Казахстана.
Научная библиотека ТГУ основные статистические данные Фонд Количество физических посещений читальных залов и абонемента тыс. Количество виртуальных посещений библиотеки - 2 млн. 399 тыс. Выдано документов - 1 млн. 236 тыс. экз. Электронный каталог - 316,2 тыс. библиографических записей документов и 655,8 тыс. записей экземпляров книг, 18 тыс. ссылок к полным текстам документов Электронная библиотека - 21,8 тыс. документов Доступ к 59 полнотекстовым, реферативным, библиографическим базам данных Выгружено из баз данных 93,7 тыс. статей, 892 тыс. страниц диссертаций, просмотрено 5,8 тыс. диссертаций, 12,4 тыс. книг 24 гранта благотворительных фондов, учреждений и организаций Консультаций - 57,6 тыс. Библиографических справок - 14,9 тыс. Выставки – 349 Обзоры – 128 Экскурсии Проведено занятий – 2306 часов
Как объять необъятное? Правила распределить обязанности. использовать новые технологии изучать современные методы соответствовать требованиям университета использовать готовые ресурсы искать новые решения
Искать новые решения Выбор приоритетов Изменение структуры Создание и развитие новых услуг Организация и ведение веб-сайта библиотеки
Поручить часть работы другим специалистам, распределить обязанности Развитие системы открытого доступа и самообслуживания Вовлечение в процесс информационного и СБО специалистов других подразделений Совместная работа по совершенствованию «юзабилити» электронного каталога
Убедить специалистов университета использовать новые технологии, обучать работе в современной информационной среде «работа по продвижению информационных ресурсов» индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная рассылка информации по электронной почте, проведение тематических семинаров, информирование на кафедре или ученом совете факультета, проведение обучающих курсов по программам повышения квалификации университета, разработка обучающих материалов.
Использовать готовые ресурсы Отказ от традиционных методов работы Расширение номенклатуры услуг Улучшение качества справочно- библиографического обслуживания
Соответствовать требованиям университета Содействовать продвижению информации о научных публикациях ученых ТГУ Предоставлять информационные ресурсы в соответствии с изменяющимися условиями Быть оперативными
Изучать современные методы справочно- информационного обслуживания, создания библиографической информации. Спасибо организаторам и участникам Конгресса! «Каждый внешний опыт имеет внутреннюю реакцию, и каждый внутренний опыт дает реакцию вовне» Инаят Хан Хидаят.
Библиографический информационный центр Справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Формирование информационной культуры. Обучение пользователей современным методам поиска информации. Обучение пользователей Организация справочно-библиографического аппарата. Научно-библиографическая, аналитическая работа и создание баз данных. Организация работы и поддержание Web- сайта библиотеки.
Библиографический информационный центр: услуги 1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций по организации и методике справочно-библиографической работы, поиску и использованию источников информации, включая электронные ресурсы. 2.Выполнение устных и письменных тематических, уточняющих, адресно-библиотечных и фактографических запросов в режиме запрос-ответ. 3.Выполнение письменных справок. 4.Организация доступа к локальным и удаленным электронным ресурсам. 5.Редактирование списков к научным работам. 6.Организация и проведение занятий со студентами, в соответствии с программой курса Основы информационной культуры. 7.Организация и проведение семинаров и обучающих курсов по методике работы с электронными ресурсами. 8.Консультирование по правилам оформления рефератов, курсовых, дипломных и научных работ.
Библиографический информационный центр: услуги 1.Подготовка учебно-методических материалов. 2.Экскурсии по библиотеке. 3.Организация выставок по проблемам высшей школы, новых поступлений справочно-библиографических пособий. 4.Подготовка библиографических пособий, ретроспективных библиографических указателей по отдельным тематическим направлениям и списков литературы, биобиблиографий. 5.Информирование на кафедрах, Методическом совете ТГУ о новых информационных услугах и возможностях библиотеки. 6.Рассылка информации по электронной почте преподавателям, сотрудникам и аспирантам университета о новых информационных ресурсах. 7.Создание руководств, алгоритмов и методических пособий, справочников для пользователей в помощь самостоятельному поиску информации в локальных и удаленных электронных базах данных, Интернет. 8.Организация и проведение методических совещаний, семинаров по справочно-библиографической и информационной работе. 9.Предоставление автоматизированных рабочих мест для работы с электронными ресурсами.