Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006 г.
Рамка квалификаций : Берген Мы принимаем всеобъемлющую рамку квалификаций для Европейского Пространства Высшего Образования, которая заключает в себе три цикла (…), универсальные описания для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон кредитов первого и второго цикла. Мы принимаем на себя обязательство разработать к 2010 году национальные рамки квалификаций …, приступив к этой работе в 2007 году.
Национальные Рамки Квалификаций и Болонская Структура Болонская Структура Самостоятельная сертификация Национальные Рамки Квалификаций Аккредитация Национальные квалификации
Основные принципы Квалификации являются национальными в соответствии с национальным законодательством Квалификации указываются/находятся в рамках национальных квалификаций 45 национальных рамок квалификаций объединены и являются сопоставимыми с всеобъемлющей (общей) рамкой квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования
Для чего нужна всеобъемлющая рамка? В целях обеспечения сопоставимости (прозрачности) на международном уровне Для международного признания квалификаций Для содействия зарубежной мобильности студентов и выпускников
Что представляет из себя всеобъемлющая рамка? Циклы обучения Описание квалификаций и результатов обучения Диапазоны кредитов в Европейской Системе взимозачета академических кредитов
Циклы Три основных цикла: Первый цикл (бакалавр, специалист и др.) Второй цикл (магистр и др.) Третий цикл (доктор и др.)
Описание квалификаций и результаты обучения Дублинская модель универсальных описаний компетенций (Дублинские дескрипторы) Знания и понимание Применение знаний и понимания Выражение суждений Коммуникативные способности Способности к учебе Общие, не привязанные к изучаемым дисциплинам
Диапазоны кредитов в Европейской Системе Взаимозачета Академических Кредитов (ECTS) Первый цикл: ECTS Второй цикл: ECTS Третий цикл : не определено
Национальные рамки квалификаций Все квалификации Систематическое описание Целостная взаимосвязь Понятность на международном уровне
Для чего необходимы Национальные Рамки Квалификаций? Более четко обозначить цели и задачи квалификаций Определить точки интеграции и наложения Обеспечить основу для пересмотра и развития существующих квалификаций Создать базис для разработки новых квалификаций
Проблемные аспекты Национальных Рамок Квалификаций (НРК) в высшем образовании Принятие решения о разработке НРК Разработка НРК Администрирование НРК Самостоятельная сертификация совместимости с общей общеобъемлющей рамкой
Этапы создания Национальной Рамки Квалификаций (НРК) Принятие решения о разработке / Принимается национальным органом, ответственным за высшее образование (министр?) Разработка повестки дня: цель НРК. / Отчет Рабочей Группы 1 (раздел 2.3) Организация процесса. / Определение участников; создание комитета/Рабочей Группы Разработка. / Профиль, структура уровней, дескрипторы уровней (результаты обучения), диапазоны кредитов Консультации / Национальное обсуждение и принятие проекта участниками Одобрение./ Согласно национальной традиции Министром/ Правительством/ законодательством Администрирование / Распределение обязанностей по внедрению между высшими учебными заведениями, структурами по управлению качеством и другими организациями Внедрение на уровне вузов/учебных программ. / Изменение учебных программ в соответствии с подходом, основанном на результатах обучения Включение квалификаций в Национальную Рамку Квалификаций. / Аккредитация или аналогичная процедура (Берлинское Коммюнике) Самостоятельная сертификация совместимости со структурой Европейского Пространства Высшего Образования (соответствие циклам Болонского Процесса и др.). / Отчет Рабочей Группы 1, Экспериментальные проекты
A. Организация процесса Принятие решения о начале процесса Задачи Определение участвующих сторон Создание комитета/рабочей группы
B. Разработка рамки Циклы и уровни Профили Типы дипломов Результаты обучения/универсальные описания для каждого цикла Дублинские дескрипторы Кредиты и академическая нагрузка
C. Консультации и утверждение Консультации (вовлечение всех ключевых организаций) Официальное утверждение
D. Администрирование Определение участвующих организаций Распределение обязанностей Включение квалификаций в рамку Внедрение на институциональном уровне
E. Самостоятельная сертификация n Проверка совместимости национальных рамок квалификаций со всеобъемлющей рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования n Критерии n Процедуры
Совместимость НРК с рамкой Европейского пространства высшего образования Построено на доверии, а не на внешнем контроле Минимальные критерии для проверки совместимости Процедуры самостоятельной сертификации совместимости Роль обеспечения качества
Перспектива обучения на протяжении всей жизни В центре внимания - учащийся Стирание традиционных границ между различными секторами образования Одинаковые тенденции в Болонском и Копенгагенском Процессах Лиссабонская стратегия Предложение Европейской Комиссией Европейской Рамки Квалификаций дляпожизенного образования
НРК и обеспечение прозрачности Цели: Улучшить признание квалификаций на национальном и международном уровнях Добиться наибольшей прозрачности Содействовать мобильности квалифицированых кадров
Европейское приложение к диплому (DS) DS будет содействовать определению соответствия квалификаций национальным и Европейским рамкам квалификаций Приложение к диплому будет содержать ссылку на национальную рамку квалификаций На DS будет также сделана отметка о завершении процесса самостоятельной сертификации
Советы Для создания полноценных национальных рамок необходимо вовлечь все ключевые организации в процесс их разработки и оценки НРК должны определить согласованную на национальном уровне совокупность задач Необходима увязка НРК с академическими стандартами и системами обеспечения качества на институциональном и национальном уровнях