Диалог о человеке и вере. Урок по творчеству Н.В. Гоголя и А.А. Иванова.
Исследуй, изучай все, но во всем умей находить мысль и старайся постигнуть высокую тайну Создателя. Исследуй, изучай все, но во всем умей находить мысль и старайся постигнуть высокую тайну Создателя. Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь Отцу моему я обязан жизнью и искусством, которое внушено мне как ремесло, Вам я обязан понятием о жизни и об отношении искусства моего к источнику его – душе. Из письма А. Иванова
Александр Андреевич Иванов – рождение художника в семье профессора Академии художеств Андрея Иванова поступление в Академию художеств получил золотую медаль за картины «Приам, и спрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» заканчивает дипломную работу «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» жизнь в Италии картина «Явление Христа Марии Магдалине» приносит Иванову звание академика работа над картиной «Явление Мессии» возвращение в Россию и смерть.
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
Явление Христа Марии Магдалине.
Работа над эскизами к картине.
Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» ( гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать ха Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно, - подчеркивал он. Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примеряет, он всегда более нейтрален и спокоен. Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долины и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе. В 1837г. Художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа – смысловой центр картины – в глубине композиции. Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» ( гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать ха Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно, - подчеркивал он. Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примеряет, он всегда более нейтрален и спокоен. Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долины и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе. В 1837г. Художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа – смысловой центр картины – в глубине композиции.
В своем произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставленный юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнаженный юноша (в центре картины): оба устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое - с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна. Юноша стремиться рассмотреть Мессию. И в других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят. Справа на первом плане расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого – смущенное и испуганное – говорит о малодушии. Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, в нем сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики, он слушает, а не смотрит). Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися черными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворенность окружающим миром. Прототипом образом странника, или путешественника, изображенного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий – такой видит свою роль художник.
Явление Мессии.
Н.В.Гоголь среди русских художников в Италии Н.В.Гоголь в мастерской А.А.Иванова
Гоголь и Данте. Божественная комедия: I.Ад II.Чистилище III. Рай Мертвые души I.Ад российской жизни II.Чистилище (появление порядочных людей) III. Рай – возрождение России.
Страшный суд Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле.
Данте и Вергилий Э.Делакруа. Данте и Вергилий
Образы помещиков в «Мертвых душах».
Выводы
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, - забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом! Н.В. Гоголь, «Мертвые души», глава 7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души», глава 7.