Компетентностный подход в преподавании географии Творческий отчет Гончаровой А. А., учителя географии МОУ гимназии 55
Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Бернард Шоу
Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии». Цель: реализация компетентностного подхода в модернизации российского образования через предмет география.
Содержание работы Содержание деятельностиОжидаемый результатСрок 1.Изучение литературы по данной теме. Систематизация и обобщение накопленного опыта, отбор рациональных приёмов при составлении компетентностно- ориентированных заданий по предмету (КОЗ); изучение возможностей применения КОЗ для диагностики сформированности ключевых компетентностей учащихся при изучении географии год 2.Разработка КТП с реализацией компетентностного подхода. Создание методического банка КОЗ в курсе изучения географии и применение данных заданий на уроках. Накопление и обобщение опыта по созданию КОЗ. Формирование, развитие и диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся уч.год 3.Представление результатов работы Тезисы выступлений, докладов, статьи4 четверть уч.год
Промежуточные результаты изучен опыт работы по данной теме МОУ СОШ 49 г. Томска; пройдены курсы в ОГУ «Региональный центр развития образования» по теме «Современные образовательные технологии в преподавании различных предметов: компетентностный подход в обучении» (география); участие в методической лаборатории «Разработка компетентносто-ориентированных заданий по учебным предметам» «Центра развития молодежи» Челябинского государственного педагогического университета ( изучение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Компетенция 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности. Мы рассматриваем компетентность как результат образования. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.
Иерархия компетентностей
Ключевые компетентности
Коммуникативная компетенция
Информационная компетенция
Компетентность разрешения проблем Идентификация проблемы Целеполагание и планирование деятельности Применение технологий Идентификация проблемы Планирование ресурсов Оценка деятельности (продукта)
Структура задания
Компетентностно- ориентированное задание Во-первых, это деятельностное задание; Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение) Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания) Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)
Результаты моей работы: 1. публикация компетентностного урока по теме «Климат и человек» на сайте ИД «1 сентября» в рамках Всероссийского фестиваля «Открытый урок»; 2. диплом III степени в региональном конкурсе интегрированных уроков «Урок +» за представление компетентностного урока «Размещение предприятий металлургического комплекса на территории России» (совместно с учителем химии Архиповой Е. Л.);
Результаты моей работы: ежегодное участие в Научно-практической конференции школьников «В краю кедровом» в рамках городского проекта «Юные дарования – Томску»: 2010 год – 3 место – Солдатенко Анна (10б), 2009 год – 2 место – Мехович Татьяна (9б), 3 место – Солдатенко Анна (9б). ежегодное участие в городской компетентностной олимпиаде по географии и региональном конкурсе «Компетентное решение: естественно- математическое направление» со следующими результатами:
Результаты моей работы: ДатаТип мероприятияУровеньКлассРезультатив- ность 2010Конкурс «Компетентное решение: естественно-математическое направление» Региональ- ный место. 2009Компетентностная олимпиада по географииМуниципаль -ный 6-72 место. 2009Компетентностная олимпиада по географииРайонный6-71 место. 2008Компетентностная олимпиада по географииРайонный81 место. 2007Конкурс «Компетентное решение: естественно-математическая грамотность» Региональ- ный 6-7Финалисты конкурса. 2007Конкурс «Компетентное решение: естественно-математическая грамотность» Региональ- ный 8-9Финалисты конкурса. 2007Компетентностная олимпиада по географииМуниципаль -ный 6-71 место. 2007Компетентностная олимпиада по географииМуниципаль -ный 8-92 место.
Спасибо за внимание!