Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию путем проявления максимальной самостоятельности творчества, инициативы.
Цель самостоятельной работы - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний практических умений студента; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности; - формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; - развитие исследовательских умений.
Структурные компоненты самостоятельной деятельности 1) содержательный (выделение познавательной задачи; цели учебной деятельности); 2) процессуальный (подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов); 3) мотивационный (потребность в новых знаниях, способствующих самообразованию и осознанию деятельности).
Аудиторная самостоятельная работы (лабораторно- практические занятия, контрольные, проверочные задания, работа с учебной и дополнительной литературой, деловые игры, решение проблемных ситуаций Внеаудиторная самостоятельная работа (выполнение творческих работ, работа с дополнительной литературой, работа с учебной литературой, нормативно- справочной, выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка с зачетам и экзаменам)
Этапы самостоятельной работы студента 1) определение цели самостоятельной работы; 2) конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; 3) самооценка готовности к самостоятельной работе; 4) выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи; 5) планирование работы (самостоятельно или с помощью преподавателя) над заданием; 6) осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы самоконтроля, промежуточного и конечного результатов работы и корректировка выполнения работы.
Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работой студента 1) использовать дифференцированный подход; 2) проводить инструктаж; 3) выполнять индивидуально или группами; 4) осуществлять контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы на аудиторных занятиях (контроль может проводиться в письменной, устной и смешанной форме).
Критерии оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы 1) уровень освоения студентами учебного материала; 2) умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; 3) сформированность общеучебных умений; 4) обоснованность и чёткость изложения ответа; 5) оформление материала в соответствии с требованиями.
Программа действий преподавателей по организации самостоятельной работы студентов - изучение квалификационной характеристики специалистов; - анализ государственного образовательного стандарта; - подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины; - подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля; - разработка задач для самостоятельной деятельности; - группировка задач в блоке задания на семестр; - определение периодичности контроля; - создание необходимого информационно-методического обеспечения; - методические рекомендации для самостоятельной работы студента; - подбор учебно-методической литературы.
Виды заданий для самостоятельной аудиторной работы Для овладения знаниями: - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); - составление плана текста; - графическое изображение структуры текста; - конспектирование текста; - работа со словарями и справочниками; - работа с нормативными документами; - учебно-исследовательская работа; - использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.
Для закрепления и систематизации знаний: - работа с конспектом лекции (обработка текста); - повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); - составление плана и тезисов ответа; - составление таблиц для систематизации учебного материала; - изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; - аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ); - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; - подготовка рефератов, докладов; - составление библиографии, тестирование и другое.
Для формирования умений: - решение задач и упражнений по образцу; - решение вариантных задач и упражнений; - выполнение чертежей, схем; - выполнение расчётно-графических работ; - решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; - подготовка к деловым играм; - проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; - подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); - экспериментально-конструкторская работа; - опытно-экспериментальная работа; - упражнения на тренажёре; - упражнения спортивно-оздоровительного характера; - рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники.