Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике А.С.Пушкина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ А.С. ПУШКИНА «К ЧААДАЕВУ» Подготовила ученица 9 «А» класса Машукова Ксения.
Advertisements

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Презентация на тему: Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Ученицы 9 класса «В» средней школы 5 Тюменцевой Анастасии.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
А.С. Пушкин. 1. нежить 2. забавы 3. туман 4. гнёт 5. власть 6. роковой 7. нетерпеливый 8. Отчизна 9. внемлить 10. призывание 1. ласкать, баловать 2. Развлечения,
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Ода «Вольность» Стихотворение «Деревня» Стихотворение «К Чаадаеву»
А.С. Пушкин Стихотворение «К Чаадаеву». Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым,
Материал подготовила Кутузова Ир.А.. Тема. То, о чем идет речь в художественном произведении, Предмет изображения. Творчество, быт и нравы москвичей 30-
А. С. Пушкин Свободолюбивая лирика Ода «Вольность» «Деревня» «В Сибирь» «Орион» Подготовила 1 группа.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – Детство Пушкина Ибрагим Ганибал ПРАДЕД МаленькийСашаПушкин.
Александр Сергеевич Пушкин 1799 – Детство Пушкина Ибрагим Ганибал ПРАДЕД Маленький СашаПушкин Сергей Львович Надежда Осиповна.
1.Дата рождения 2.Родители Пушкина 3.Африканский прадед 4.Дядя-поэт 5.Год поступления в лицей 6.Друзья-лицеисты 7.Дата публичного экзамена 8.Дата вступления.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Эволюция темы вольности и свободы «Вольность» абстрактное изложение политических учений. «Вольность»
Гражданская лирике Пушкина
Семинар по лирике А. С. Пушкина 1.Становление личности поэта. 2.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. 3.Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 5.Пушкин.
Темы и мотивы в лирике. Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: Презентация к уроку "Свободоолюбивая лирика А. Пушкина"
…становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе, декабристы не только по своей доброй воле, но и в силу лучших чувств и стремлений делались.
Автор работы: Морозова Н.Т.. Когда А.С.Пушкин находился в ссылке в Михайловском? А – 1824 г.г. Б – 1826 г.г. В – 1820 г.г. Автор работы:
Транксрипт:

Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике А.С.Пушкина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области © Rubish, 2008

Свобода как философский, нравственный и социальный идеал Пушкина. 9 класс

Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот! Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод. «Кто, волны, вас остановил»

Как развивается тема свободы в творчестве Пушкина? В 19 веке в России тема свободы становится центральной для всей культуры. Эта эпоха связана и с началом революционного движения, с поиском социальной свободы в обществе, и с началом развития философской мысли, с желанием понять, что есть свобода в философском смысле.

Свободолюбивая лирика Пушкина 1817 – Петербург 1818 – Петербург 1819 – Петербург 1822 – южная ссылка 1823 – южная ссылка 1824 – Михайловское 1826 – Михайловское Ода «Вольность» Сказки («Ура! В Россию скачет…» «К Чаадаеву» «Деревня» «Узник» «Кто, волны, вас остановил» «Свободы сеятель», «Птичка» «К морю» «Стансы» («В надежде славы и добра») «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Друзьям» «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»)

В Петербурге Пушкин сблизился почти со всеми видными деятелями петербургской ячейки Союза благоденствия: Никитой Муравьёвым, Фёдором Глинкой, Михаилом Луниным. Особенно поэт сближается с Н.И.Тургеневым, непримиримым врагом крепостного права. Первые вольнолюбивые стихи, ода «Вольность» и «Деревня», написаны под его влиянием. Н.И.Тургенев

Особенности вольнолюбивой лирики петербургского периода 1. Вольнолюбивая лирика петербургского периода была близка по высказанным в стихах идеям мировоззрению декабристов: отмена крепостного права, создание конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма Склонитесь первые главой Под сень надёжную Закон, И станут вечной стражей трон, Народов вольность и покой. Ода «Вольность»

2. Стиль этих стихов Пушкина – резкий, обличительный. В стихах много прямых упрёков императору, обвинений в неисполненных обещаниях А мать ему: «Бай-бай! Закрой свои ты глазки, Пора уснуть уж наконец, Прослушавши, как царь-отец Рассказывает сказки. «Сказки»

«Деревня» Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Я твой - я променял порочный двор Цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья На мирный шум дубров, на тишину полей, На праздность вольную, подругу размышленья Я твой - люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, де парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда...

Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде Невежества убийственный Позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное Судьбой, Здесь Барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неумолимого Владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар, И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Чаадаев Пётр Яковлевич ( ) – русский писатель и философ, офицер, близкий друг Пушкина. С 1821г. – член тайного декабристского общества «Союз благоденствия». Впоследствии осудил революционные методы борьбы и отошёл от движения декабристов. Автор «Философских писем», считался одним из самых умных людей своей эпохи. Стихи «К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы»), «К портрету Чаадаева», «К Чаадаеву» («В стране, где я забыл…»).

«К Чаадаеву» Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Вопросы для анализа 1. Выделите слова, в которых заключаются главные мысли послания. 2. Что значат слова «обломки самовластья»? Какую идею выдвигает поэт?

Как понять первые строки? Говорится о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой (эпитеты)

Почему исчезли надежды на тихое, мирное счастье? Надежды на либеральные реформы не осуществились «Как сон, как утренний туман» - простое, но сильное сравнение. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.

2 строфа Почему 2 часть начинается с противительного союза? Строфа начинается с резкого смыслового и интонационного контраста. Лирический герой полон страстей и чувств. Пушкин строит 2 строфу на развёрнутой метафоре – сопоставление жажды свободы и страстной любви

Что значит эпитет «роковая власть»? Почему Родина названа отчизной? Почему поэт использует местоимение нас? Жестокая, бесчеловечная Есть оттенок сердечности, интимности Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих

3 строфа Что значит выражение «минута вольности святой»? Зачем автор использует такое яркое сравнение? Говорится о быстром осуществлении вольности, эпитет святая означает высокое понимание слова вольность. Подчёркивает и искренность, и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаённого желания.

4 строфа Как меняется интонация? Какие обращения использует? Что значит выражение «звезда пленительного счастья»? Прямой призыв к борьбе Мой друг, товарищ – соратник в борьбе Победа в борьбе за свободу

Особенности поэтики Стихотворение включает целый ряд слов, характерных для политической лексики эпохи: отчизна, власть, самовластье, честь, свобода. Используются слова высокого литературного ряда – внемлем, упованье, вспрянет – соответствуют высокому пафосу. Размер – четырёхстопный ямб. Жанр – послание Тема – любовь к родине, служение ей, борьба за свободу

Разочарование в движении декабристов в период Южной ссылки 1. В Южной ссылке Пушкин постепенно отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ. Размышляет, является ли пропаганда революционных взглядов действенной, не верит в необходимость революционного выступления. «Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич…» («Свободы сеятель пустынный»)

2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия – средство достижения нравственных и политических целей. Для Пушкина она значима сама по себе, это таинственная область «Вдохновенья, звуков сладких и молитв»

После разгрома декабристского восстания 1. Поэт размышляет о причинах и последствиях декабристского восстания Большое впечатление на Пушкина произвёл разговор с Николаем 1: поэт верит, что император освободит ссыльных и воплотит в жизнь те реформы, за которые они боролись. Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье: Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. «Во глубине сибирских руд»

Чувствуя ответственность за свой поэтический дар, Пушкин берёт на себя тяжкое бремя быть поэтом и пророком при императоре. Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу «Друзьям»

Философское осмысление свободы в лирике позднего периода В зрелой поэзии тема свободы осмысляется Пушкиным не как социальная, а как философская. Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого. А также о том, что в каждом человеке живёт раб, боязливо преклоняющийся перед силой. «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки…» «Анчар»

Заключение Поэт отстаивает своё право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых социальных заказов общества. Именно так понимает он дар свободы. Таков поэт: как Аквилон, Что хочет, то и носит он – Орлу подобно, он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего.