Цели: -Повторение и углубление знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных существительных; -Дать понятие собственных и нарицательных имён существительных. Задачи: -Формировать умения различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные; -Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализ; -Повторение литературного термина- олицетворение; -Воспитывать чувство патриотизма.
Часть речи Имя существительное дерево собака дождь радуга Катя папа компьютер стол
Имя существительное Имя существительное - часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и ракету, В тапочки, в слова, в конфеты Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
Морфологические признаки: Изменение по: - числам; -падежам; Имеют род(жен.р., муж.р.,ср.р.)
Цикада Жокей Жёрнов Брошюра У пруда в ночной тиши слышно стрекотание цикад. Мой брат- опытный жокей. Информацию о летнем отдыхе можно найти в брошюре туристического агентства «Солнечный берег». В музее нам показали старинный мельничный жёрнов.
Кроссворд к р о т м е д в е д ь с т р а у с л о ш а д ь л е в о в ц а б е л к а ё ж и к с в и н ь я л н м ы ш к а п е т у х с о
Кто? Что? Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.живые существа Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления природы, события.предметы, явления природы, события
Запишите в два столбика дождь, паук, червь, снег, град, стриж, мороз, медведь что? дождь снег град мороз кто? паук червь стриж медведь Чем похожи все слова?
Превращения Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? кто? вол цапля зверь рак сом что? кол капля дверь мак дом
«Мертвец» «Матрёшка» «Народ» «Отряд» Одушевленные или неодушевленные существительные?
Имена существительные одушевленныенеодушевленные Множественное число И. братья сестры Р. Братьев сестер В. Братьев сестер Камни доски Камней досок Камни доски В=РВ=И
Имена существительные одушевленныенеодушевленные Множественное число И. матрёшки,мертвецы Р. матрёшек, мертвецов В. Матрёшек,мертвецов Народы,отряды Народов,отрядов Народы,отряды В=РВ=И
,Злой ветер качал деревьяи они стонали и выли на всё Блудово болото [] и и[],
«Название» «Имя» Употребляется Одушевленные существительные Неодушевленные существительные
«Название» «Имя» Употребляется Одушевленные существительные Неодушевленные существительные Нарицательные существительные Собственные существительные
Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д., не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Байкал(собств.) Бородинское поле(собств.наим.) Газета «Вперёд»(назв.газеты)
Имена собственныеИмена нарицательные Анна, «Февральская лазурь», Нева, Великая Отечествен- ная, Москва. Женщина, лодка, река, озеро, война, осина, ласточка, мальчик. Распределите слова в два столбика- собственные и нарицательные: Анна, женщина, лодка, «Февральская лазурь», Нева, река, озеро, война, осина, Великая Отечественная, ласточка, мальчик, Москва. Распределите слова в два столбика- собственные и нарицательные: Анна, женщина, лодка, «Февральская лазурь», Нева, река, озеро, война, осина, Великая Отечественная, ласточка, мальчик, Москва.
«Что выделяется кавычками?» Журнал Мурзилка Газета Вперёд Теплоход Сибиряк Повесть Здравствуй, это я! Песня День Победы Спектакль Приключения Тома Сойера Имя Анастасия Река Мёша Журнал «Мурзилка» Газета «Вперёд» Теплоход «Сибиряк» Повесть «Здравствуй, это я!» Песня «День Победы» Спектакль «Приключения Тома Сойера» Имя Анастасия Река Мёша
Адрес школы: Республика - … Район - … Село - … Улица - Школа - … Класс - … В селе протекает река - … Мы часто ходим в кинотеатр - … Районная газета - …
Итоги урока 1.С какими обитателями планеты «Имя существительное» мы сегодня познакомились? 2. Что мы о них узнали?
До свидания! 1. Подготовить сообщение по п.90,91(использовать буклет) 2. Упражнение группа; задания по карточкам - 2 группа 3. *Напишите письмо учителю, где вы ответите на вопрос: Как различить имена собственные от нарицательных, одушевленные от неодушевленных Оформить в конверте.