А.Л. Цветкова, ОРЦИТ «…чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, «до свидания». Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня – это то же самое». (из вступительного слова на заседании президиума Государственного совета « О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации » )
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Концепция информатизации образовательного процесса в системе ДО города Москвы
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Информатизация системы образования – приведение этой системы в соответствие с потребностями современного информационного общества. Цели образования ПознаватьЖитьДелатьСосуществовать Образовательная среда Грамотно работать с информацией Моделировать и проектировать объекты и процессы Организовывать процессы своей деятельности – учения, взаимодействия
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Переход к информатизации всего образовательного процесса, основными принципами которого являются: Оснащение ОУ необходимыми средствами ИКТ; Запланированное применение ИКТ в ОП; ОП с использованием ИКТ представлен в информационной среде ОУ; Средства ИКТ (для каждого предмета) стандартизированы; Обеспечен мониторинг здоровья учащихся.
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Информатизация Общего образования Дистанционные технологии – модель «Сетевая школа» Дополнительного образования Школы полного дня Дошкольного образования Профессионального образования
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Школа информатизации – образовательное учреждение, обеспечивающее за счет наличия информационной среды (ИС), квалифицированных кадров, материальных условий и нормативной базы: Возможность для изучения и преподавания любого курса с использованием ИКТ; Планирование образовательного процесса, его обеспечение ресурсами с фиксацией плана и его выполнения в ИС; Фиксацию в ИС результатов деятельности учителей и учащихся; Мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС; Прозрачность образовательного процесса для родителей и общества; Делопроизводство и коммуникацию между участниками образовательного процесса в ИС; Управление образовательным процессом с использованием всех перечисленных выше возможностей.
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Школа информатизации: Имеет Программу информатизации; Обладает ресурсами, позволяющими начать реализацию данной программы: Профессионально ИКТ-компетентные кадры; Технологическая и материальная база; Информационная среда с регулируемым доступом в Интернет; Службы, поддерживающие информатизацию; Нормативная база учреждения Обеспечивает выполнение требований мониторинга здоровья учащихся; Информирует родителей о положениях нормативной базы, относящейся к правам и обязанностям учащегося. Школа информатизации Школа полной информатизации
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ ИКТ-компетентность специалиста ИКТ-компетентность учителя Общая компетентность ИКТ-грамотность Педагогическая компетентность Предметная педагогическая ИКТ- компетентность Профессиональная ИКТ-компетентность специалиста означает, что он может решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя там, где это нужно, общепользовательские и профессиональные средства ИКТ, широко применяемые в данной области (по своему выбору).Содержание ИКТ- компетентности зависит от конкретных функций и обязанностей участника. Аттестация на ИКТ-компетентность
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Курс с ИКТ-поддержкой – при освоении которого учащиеся и педагог применяют педагогическую технологию, в возможно полной степени использующую средства ИКТ Наличие материальных и информационных ресурсов для изучения курса; Функционирование информационной среды ОУ; Наличие профессиональной ИКТ-компетентности учителя и учебной ИКТ-компетентности учащихся (или возможность эту компетентность приобрести). Необходимые условия:
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Информационная среда ШИ – это система обновляемых информационных объектов, в том числе цифровых документов, информационных источников и инструментов, служащих для создания, хранения, обработки, передачи и получения информации об образовательном процессе данного учреждения. Люди, группы и организации, имеющие отношение к ОП Структура, организация и планирование ОП Ресурсы ОП Ход ОП и реализация расписания Школьное информационное пространство
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Условия информатизации образовательного процесса Доступность цифровых образовательных ресурсов именно через них реализуется современное содержание образования; ЦОРы используются как Инструмент работы с информацией; Источник информации; Средство организации ОП; Оснащение средствами ИКТ; Кадровое обеспечение
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Взаимодействие учреждения с социальным окружением – Официальный сайт образовательного учреждения: полное название школы; почтовый адрес, схема проезда; Расписание всех видов занятий; Работники школы; Информация о мероприятиях Общий доступ Доступ ограничен Неофициальный сайт школы
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Технологическая карта информатизации Уровень педагога Уровень образовательного учреждения Уровень окружного Управления образования
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Уровень педагога Появление интереса к новой системе образовательных целей в информационном обществе; Включение модуля по применению ИКТ в индивидуальный план повышения квалификации; Прохождение повышения квалификации, в ходе которого фиксируется конкретный курс (класс) для ИКТ-поддержки; Разработка учебной программы курса (поурочное календарно- тематическое планирование); Аттестация профессиональной ИКТ-компетентности педагога – основное содержание аттестации состоит в защите разработанной учебной программы; Согласование разработанной учебной программы с методической структурой и утверждение ее органами управления учреждения; Реализация курса с фиксацией результатов, с использованием мониторинга здоровья учащихся; Возникновение новых интересов и готовности к расширению ИКТ- поддержки.
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Уровень образовательного учреждения Подготовительный этап Появление интереса у отдельных участников ОП к новой системе образовательных целей в информ. обществе; Знакомство с моделью ШИ на примере работы других учреждений; Утверждение Программы информатизации ОУ; Издание приказа по ОУ «О реализации модели ШИ» Запуск Системы сервисов; Информационной среды школы; Информатизации образовательного процесса в соответствии с утвержденной Программой; Принятие органами управления учреждения локальных актов и других нормативных документов; Реализация Формирование ИС школы – формирование общешкольного и индивидуальных пространств, формирование электронных журналов, электронных дневников учащихся; Запуск курсов, проектов с ИКТ-поддержкой; Внутришкольный контроль с использованием ИС; Реализация внутришкольного и внешнего взаимодействия.
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ Уровень окружного Управления образования Сбор комплектов документов ОУ, планирующих реализацию модели ШИ – Проекты локальных актов; Заявки на дополнительные ресурсы; Рассмотрение программ информатизации учреждений, согласованных ресурсными центрами, включающих ресурсное обеспечение и планы сервисов; Формирование окружной программы информатизации общего образования, включающей ресурсное обеспечение Программы. Согласование и утверждение Программ информатизации учреждений; Выделение ресурсов школам; Контроль за ходом процессов информатизации в учреждениях через Интернет, с выходом в информационные системы школ.
А.Л. Цветкова, ОРЦИТ В настоящее время в столичном образовании сформированы: система деятельности, кадровый потенциал, начальная технологическая база, установки и ориентация участников образовательного процесса, необходимые и достаточные для того, чтобы систематически и планомерно, эффективно в смысле отношения результатов к затратам, вести процесс информатизации всей системы, реализуя соответствующее содержание образования, используя и готовя ИКТ-компетентные кадры, оснащая образовательные учреждения необходимыми средствами ИКТ