1 «От конфликта к педагогическому общению»
2 Умный знает, как выйти из конфликта. Мудрый знает, как в него не попасть. (Народная мудрость) Чем более спорят о предмете, тем более путаются: светоч истины меркнет, когда им сильно машут (Пьер Буаст). Спорьте спокойно, ибо запальчивость превращает промах в крупную ошибку и правду в невежливость (Цицерон). Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя (Т. Карлейль). При споре не следует ни горячиться, ни унывать, ни затрагивать личность. Когда прения вырождаются в ссору, лучше умолкнуть: это не значит признать себя побежденным ( Л. Сади-Карно). Когда заметишь, что противник твой горячится, положи конец спору какой-нибудь шуткой (Ф. Честерфильд). Великое искусство быть приятным в разговоре – это вести его так, чтобы другие были довольны собою (Цицерон). Диалог – это усилия ума понять другого, а не выговорить своё.
3 Универсальные социальные компетентности включают в себя две группы элементов: ключевые компетентности личностные качества
4 К ключевым компетентностям относятся навыки в сферах: мыследеятельности; межличностных отношений; работы и жизни в информационном обществе; работы с системами и новыми технологиями.
5 К необходимым личностным качествам относятся: ответственность; адекватная самооценка; общительность; самоорганизация; честность.
6 Эти требования составляют содержание основной подготовки для всех обучающихся независимо от их дальнейшего жизненного пути и обеспечивают социализацию и успешность во многих сферах деятельности после окончания учебного заведения. во многих сферах деятельности после окончания учебного заведения.
7 Конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
8 «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом большая беда школы. Умение избежать конфликта одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В.А. Сухомлинский
9 Результаты анкетирования Ответыродитель – учитель учитель- ученик учитель- ученик, родитель ученик – ученик учителя 15,2 %28,3 %7,0%49,5% учащиеся3%57%17%23% родители5,7 %28,6 %11,4%54,3% Какие конфликты, на Ваш взгляд, в школе наиболее часты?
10 Как же решается конфликт?
11 Кто помогает ученику разрешать конфликты? самучительродители 87%4%9% Как ученики и родители разрешают конфликт с учителем? Стараюсь не подавать вида, надеясь на время Обращаюсь в первую очередь к классному руководителю Беседую с учителем Обращаюсь в вышестоящие инстанции Обращаюсь за помощью к родителям Затрудняюсь ответить Ответы учащихся 38%17%30%9%6%0 Ответы родителей 25,7%-62,9%0-11,4%
12 Кто чаще является инициатором создания конфликтной ситуации? ситуации? УчительРодительОбаЗатрудняюсь ответить Ответы учителей 9,1%72,7%9,1% Ответы родителей 31,4%54,3%10,0%4,3%
13 Выводы: актуальность проблемы налицо; учить и учиться конфликтологии учитель обязан; на учителе лежит особая ответственность в этом вопросе, так как он осуществляет педагогическое общение.
14 Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в: умении понять состояние ученика, искусстве воздействия на партнера по общению, умениях передавать информацию, организации взаимоотношений с коллегами и родителями, искусстве управлять собственным психическим состоянием.
15 Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
16 Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.
17 1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации? 2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание. 3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.). 4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...). 5. Смысл конфликта для каждого из его участников. 6. Варианты дальнейших отношений участников конфликта. 7. Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление? Примерные вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:
18 Виды конфликтов и способы выхода из них
19 Пять основных стилей поведения в конфликте (по К.У. Томасу и Р.Х. Киллмену): соперничество, соперничество, сотрудничество, сотрудничество, компромисс, компромисс, уклонение, избегание уклонение, избегание приспособление. приспособление.
20 Стиль конкуренции или соперничества Характерные ситуации Может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; Должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.
21 Стиль сотрудничества Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции Характерные ситуации Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; У вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; Основной целью является приобретение совместного опыта работы; Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов
22 Стиль компромисса Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться» Характерные ситуации Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; Удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения; Вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными
23 Стиль уклонения, избегания Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Характерные ситуации Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы; Знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; Пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию; У вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности
24 Стиль приспособления Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны Характерные ситуации Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; Предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся; Считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; Осознаете, что правда не на вашей стороне; Чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
25 Правила педагогического такта Воспитывать – не значит крепко «держать учащегося в руках» Подавление воли не способствует формированию уважения Не оскорбляйте человеческое достоинство Не прибегайте к угрозам
26 Правила педагогического такта Владейте своими чувствами и управляйте эмоциями Обида не должна быть долговременной и мелкой Ни в коем случае не подчеркивайте преимущество своего поведения Педагог не должен одергивать своего ученика, если он говорит неприятные для вас факты
27 Обеспечение позитивных межличностных отношений Создавать позитивный тон взаимоотношений Внимательно наблюдать за отношениями Опираться на лидеров Защищать выпадающих Выяснять причины детских слез Хорошо продумывать организацию совместной деятельности Культивировать терпимость
28