1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1.Выборочная проверка выполнения упражнения 214 (с учебника) Выбери строчку, в которой записаны только имена существительные А) Рыбачит, грузовой, вечереет. 1.Тест Б) Рыбонька, груз, вечер В)Рыбный, грузчик, вечерний. Обозначь группу собственных имен существительных. А)Свитязь, Пушок, Малиновка Б)овсянка, крупица, спортсмен. В) учитель, экономист, столяр Обозначь строчку, в которой записаны только нарицательные имена существительные А)Насекомые, спектакль, Портново, Б) питомник, журнал, обезьянка. В) Карпаты, Моника, Гнедко. Выбери строчку, в которой все имена существительные имеют форму только единственного числа. А) Лицо, вертолет, грибник Б)Посуда,фонарь, шампунь В) сметана, темнота, космос.
Выбери строчку, в которой все имена существительные имеют форму только множественного числа. А)Шахматы, брюки, листы Б) Одеяла, ремни, журналы В) Грабли, ворота, шорты. Выбери строчку, в которой все имена существительные мужского рода. А) Помощник, взгляд, экономия Б) Водопровод, учебник, привет В) Лебедь, ручей, мелочь. Выбери строчку, в которой все имена существительные женского рода. А)Площадь, плетень, морковь Б) Пекарь, полночь, шмель В)Ветка,сетчатка,прорубь 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра «Помоги Незнайке найти ошибку». Незнайка получил задание: записать однокоренные слова. Вот как он выполнил задание: Берег, побережье, по берегу, набережная, у берега, бережок. Какую ошибку допустил Незнайка? (Однокоренные слова это разные слова с одинаковым корнем, а берег, по берегу, у берега это форму одного и того же слова, потому что в них изменяется только окончание.)
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА Сегодня мы продолжим работать над изменением имен существительных: вы узнаете, что происходит при изменении имен существительных по вопросам. Это явление в русском языке называется склонением имен существительных. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1.Наблюдение за изменением окончаний имен существительных. В рощах птичье пение, А в классе тишина. Проходим мы склонение, Склоняется «весна»… Весна, весны, весне, весну, Весною, о весне… Я. Л. Аким -Запишите в один столбик разные формы существительного весна в том порядке, в каком они представлены в стихотворении. Выделите окончания, рядом запишите соответствующие вопросы. -Как изменяется слово весна? -Как называется такое изменение имен существительных? (Склонением или изменением по падежам.) -Какая часть слова изменяется при изменении существительных по вопросам?
2.Формирование понятия «падеж имен существительных». а)Ознакомление с правилами на с. 103 учебника. б)Работа по таблице «Склонение имен существительных» (упражнение 218 на с. 103 учебника). Прочитайте названия падежей в русском языке. Сколько их? -Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса? -В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы кого? или чего?; кем? или чем?; кому? или чему? -Что значит: просклонять имя существительное? Название падежейВопросы падежей ИменительныйКто? Что? РодительныйКого? Чего? ДательныйКому? Чему? ВинительныйКого? Что? ТворительныйКем? Чем? ПредложныйО ком? О чём?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1.Изменение имен существительных по падежам. Выполнение упражнения 217 (с. 103). Составьте с помощью вопросов сочетания слов. Пользуясь таблицей, обозначьте падеж имен существительных. 2.Устное выполнение упражнения 216 (с учебника). -Что изменяется в слове вода при изменении его по вопросам? -Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? 1) Найти слово, от которого зависит имя существительное и поставить от него вопрос. 2) По вопросу определить падеж имени существительного. 6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1.Склонение имен существительных. Установление связи между существительным и словом, от которого оно зависит. Запишите предложения, изменяя существительное зима по вопросам. В скобках укажите соответствующие вопросы и падеж имени существительного. Скоро придет (что?) зима. Лесные звери уже чувствуют приближение (…?) …. Люди рады (…?)… Дети любят (…?) …. А за (…?) … придет весна. Они с радостью думают (…?) ….
2.Игра «Найди лишнее слово». Определите признак, по которому слова объединены в группы. Подчеркните лишнее слово. Школа, в школе, школьник, школой. Друг, ученику, малышу, сосне. На березе, на рябине, на доме, на крыше. (Школьник; сосне ж р.; на доме м. р.) 3.Лексико-грамматическое задание. Объясните значения устойчивых выражений. Определите падеж слова голова. Как снег на голову; без царя в голове; свалить с больной головы на здоровую. (Неожиданно; о глупом, неумном человеке; обвинить невиновного.) 7.ИТОГ УРОКА 1.Б е с е д а. -Что значит изменить имя существительное по вопросам? -Какая часть слова изменяется при склонении? -Сколько всего падежей в русском языке? Назовите их и падежные вопросы. -Как определить падеж имени существительного? 2.Задача-шутка. Как можно «склонять» голову, не опуская ее вниз? (Склонять слово голова.) 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение 221 на с. 104 учебника; выучить название падежей и падежные вопросы, правила на с учебника.