Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации
Тьюторское сопровождение Сопровождение процессов индивидуализации в образовании Система университетов Оксфорда и Кембриджа – прообраз с 1989 г. – инновационные образовательные практики в регионах России 2007 г. - Межрегиональная тьюторская ассоциация 2008 г. – введение в реестр профессий, в номенклатуру должностей 2009 г. – президентская инициатива «Наша новая школа», проект ФГОС 2011 г. – разработка стандарта профессиональной тьюторской деятельности
…А тьютор - КТО? Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор МГПУ, президент МТА Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы – это метод, предполагающий выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта, организацию проектирования действий по его реализации, помощь в поиске ресурсов для образования, содействие в реализации проекта образовательного движения в социо- культурной образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Логика разработок 1996 – I межрегиональная тьюторская конференция «Тьюторство: идея и идеология» II научная тьюторская конференция «Индивидуально-ориентированная педагогика» III Всероссийская тьюторская конференция «Школа и открытое образование» V Всероссийская тьюторская конференция «Открытое образование и региональное развитие» IX Всероссийская тьюторская конференция «Индивидуальные образовательные программы: проблемы институционализации в массовых практиках» XIV Всероссийская тьюторская конференция «Тьюторство и новый стандарт образования» 2011 Юбилейная тьюторская конференция «Тьюторство и практики работы с новым»
Реальность Представители из 38 регионов – члены межрегиональной тьюторской ассоциацииПредставители из 38 регионов – члены межрегиональной тьюторской ассоциации Сайт тьюторской ассоциации тьюторской ассоциации Введение тьютора в реестр профессий и штатное расписаниеВведение тьютора в реестр профессий и штатное расписание Разработан пакет нормативных документов по введению должности тьютора в образовательных учреждениях Открыта магистерская программа по тьюторству в МПГУ Разработаны программы профессиональной переподготовки и ПК Региональные проекты модернизации образования Журнал «Тьюторское сопровождение» Тьюторская модель «Школы Сколково»
Практика тьюторства Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы в начальной школе Тьюторское сопровождение пробно-поисковой деятельности, проектной деятельности в подростковой школе Тьюторское сопровождение образовательного и квази-профессионального самоопределения старшеклассников Тьюторское сопровождение в Открытом образовательном пространстве Тьюторское сопровождении образовательной деятельности студентов в вузе Тьюторское сопровождение процесса профессионализации и повышения квалификации Тьюторское сопровождение…..
Модели использования тьюторства в образовательной практике Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация среды для пробного действия, освоения новых норм и применения.
Модели использования тьюторства в образовательной практике Тьютор – навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал»
Модели использования тьюторства в образовательной практике Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы) Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся – построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности.
МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» Региональные отделения МТА – центры развития тьюторской практики : Томск, Москва, Ижевск, Волгоград, Чебоксары