Организация рационального питания школьников Пермский край 2009 год Докладчик зам. начальника отдела по надзору за условиями воспитания и обучения Шиганцова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация питания в школах района. Нормативные документы по организации питания в школе Закон об образовании (ст. 51) Закон об образовании (ст. 51)
Advertisements

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Лишь 2025% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения.
В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, эти процессы.
Организация питания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55» города Чебоксары Чувашской Республики Организация правильного питания в.
МБДОУ детский сад 124 «Планета детства». Давно доказано, что правильное питание детей дошкольного возраста обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует.
Составила зам. дир. по УВР Н.Н.Зыкова, МБОУ ТЭЛ. «Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала.
Директор МОУ СОШ 5 г. Липецка С.А.Борискина Здоровье детей в руках взрослых.
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 106 Организация здорового питания Рыбинск, 2015.
Ц ЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ К АЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей.
Директор МОУ СОШ 5 г. Липецка С.А.Борискина Здоровье детей в руках взрослых.
ПИТАНИЕ – основа жизни!. Для детей 7-10 лет оптимальным является Для детей 7-10 лет оптимальным является 4-5-разовое питание. Перерывы между этими приёмами.
В Пермском крае сохраняются негативные тенденции в показателях здоровья детей школьного возраста. Крайне низок и не имеет тенденции к увеличению процент.
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
Предоставление горячих завтраков и обедов обучающимся в общеобразовательных организациях г. Нефтеюганска НГ МУП « Школьное питание »
Правильное питание подростков Информационный час.
Чем кормить школьника, чтобы он был отличником Автор - Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская область 2010 год.
Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей.
Транксрипт:

Организация рационального питания школьников Пермский край 2009 год Докладчик зам. начальника отдела по надзору за условиями воспитания и обучения Шиганцова Людмила Васильевна

Структура заболеваемости подростков В структуре общей заболеваемости подростков наибольший удельный вес составляют: –болезни органов дыхания – 34,4%; –болезни органов пищеварения – 9,5%; –болезни глаза – 9,3%; –травмы и отравления – 7,1%; –болезни костно-мышечной системы – 5,8%.

Человек есть то, что он есть Функции пищи: 1.Влияние на физическое развитие 2.Влияние на психологическое развитие 3.Влияние на состояние здоровья 4.Пища – это удовольствие

Постановление Правительства РФ От г. 799 «О мерах по государственной поддержке в гадах реализации в субъектах РФ экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях…»

Решение коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека От г. 2 «Об организации контрольно- надзорных мероприятий за питанием детей в образовательных учреждениях Российской Федерации»

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека От г. 300 «Об организации контрольно- надзорных мероприятий за питанием детей в образовательных учреждениях Российской Федерации»

Распоряжение губернатора Пермской области от г. 220-р «О системе мониторинга за организацией питания детей образовательных учреждений Пермской области»

Охват всеми формами питания школьников Пермского края - 93,6% Охват горячим питанием школьников – 81% 2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год 88,586,982,189,893,6

Охват горячим питанием школьников края г.г. (в %)

Охват горячим питанием учащихся в разных возрастных группах Учащиеся начальных классов - 91,8% Учащиеся 5-11 классов - 73,8%

Охват горячим питанием школьников Пермского края в разрезе территорий по итогам 2008 г. Городские территории Охват (%)Сельские территорииОхват (%) Чусовой63,5Чернушенский67,4 Соликамск67,3Очерский71 Кизел70,0Добрянский80 Гремячинск71,9Березовский81,8 Пермь73Верещагинский83

Выполнение норм питания в коррекционных образовательных учреждениях края Выполнение норм питания по наиболее ценным продуктам: По творогу – 51,9% По овощам - 69,1% По фруктам - 66,8% По рыбе - 59,3% По молоку – 64,3%

Территории, на которых наиболее низкие показатели выполнения норм питания Потребление молока Кизел – 27,0% Краснокамск – 26,0% Потребление рыбы Верещагинский -12,0% Кизел - 30,0% Осинский – 31,0% Частинский – 3,0% Добрянка – 37,0% Потребление творога Кизел- 18,7% Краснокамск – 16,0% Частинский – 3,0% Суксунский – 12,0% Верещагинский -14,0%

Динамика показателей готовых блюд в общеобразовательных учреждениях Пермского края (удельный вес нестандартных исследований в %) г г г г г. Готовые блюда по м/б 5,04,3 4,4 2,1 Удельный вес нестандартных проб готовых блюд по калорийности (%) 20,022,124,013,210,9

Не соответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений г. Кунгур - 25,0% п. Березовка- 47,0% Ординском р-оне - 28,5% г. Кизел- 33,3% г. Оса- 30,2% Бардинском р-оне- 34,8% г. Лысьва - 36,9%

Основные нарушения фактического питания Избыточное потребление простых углеводов Избыточное потребление животных жиров Недостаток потребления пищевых волокон Недостаток потребления витаминов (С,А) и минеральных веществ (цинк,медь,селен) Недостаток потребления полноценного белка

Проблемы в организации питания школьников Отсутствие комплексной программы организации школьного питания Отсутствие дотаций из бюджета на питание школьников Малый охват горячим питанием Недостаточность в рационе биологически ценных продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами Вытеснение горячего питания буфетной продукцией Отсутствие системы дополнительного питания Слабая материально-техническая база пищеблоков школ Более половины школьных столовых имеют показатель износа оборудования до 60% Несоблюдение санитарно-эпидемиологического режима Низкий уровень профессиональной подготовки кадров Ухудшение состояния здоровья детей: (болезни органов пищеварения занимают 3 ранговое место, показатель- 154,99 на 1000 детей)

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений. Организация питания

2.2. Организациями общественного питания образовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут быть: - базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений; - доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация; - столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню; - буфеты - раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

14.1. Руководитель образовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием 14.3.Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении Медицинские работники должны следить за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи В образовательном учреждении рекомендуется организовывать работу (лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний. СанПиН

6.5. Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии, с рекомендуемым настоящими санитарными правилами, ассортиментом дополнительного питания. Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно, перед началом учебного года, и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях Прием пищи Завтрак в школе (первая смена) Обед в школе Полдник в школе Итого Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии 20-25% 30-35% 10% 60-70%

Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.) Прием пищи Завтрак Второй завтрак Обед Полдник Ужин Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии 20-25% 10% 30-35% 10% 25-30%*

6.15. В суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1, Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами Ежедневно в рационах 2-6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше С 7 до 11 лет с 11 лет и старше Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)

6.18. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

6.22. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности, и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов (приложение 6 настоящих санитарных правил), что должно подтверждаться необходимыми расчетами.

Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне. Плодоовощная продукция с признаками порчи. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца. Непотрошеная птица. Мясо диких животных. Яйца и мясо водоплавающих птиц. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток..

Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты). Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.

Простокваша -самоквас. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные. Квас. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия; Пищевые продукты, не предусмотренные прил.9 Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры. Ядро абрикосовой косточки, арахис. Газированные напитки. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров. Жевательная резинка. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%). Карамель, в том числе леденцовая. Закусочные консервы. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово- ягодного сырья. Окрошки и холодные супы. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом. Яичница-глазунья. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся Фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы и др.) Вода питьевая, расфасованная в емкости (бутилированная), негазированная Чай, какао-напиток или кофейный напиток с сахаром, в том числе с молоком Соки плодовые (фруктовые) и овощные, нектары, инстантные витаминизированные напитки Молоко и молочные напитки стерилизованные (2,5% и 3,5% жирности) Кисломолочные напитки (2,5%, 3,2% жирности) Изделия творожные кроме сырков творожных (не более 9% жирности) Сыры сычужные твердые для приготовления бутербродов Хлебобулочные изделия Орехи (кроме арахиса), сухофрукты Мучные кондитерские изделия промышленного (печенье, вафли, мини-кексы, пряники) и собственного производства, в т.ч. обогащенные микронутриентами (витаминизированные) Кондитерские изделия сахарные (ирис тираженный, зефир, кондитерские батончики, конфеты, кроме карамели), в т.ч. обогащенные микронутриентами (витаминизированные), шоколад

Основные принципы новой системы школьного питания Научный подход к формированию рационов. Централизация и индустриализация процесса приготовления блюд. Использование новых и альтернативных форм обслуживания.

Спасибо за внимание