Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно %, то к четырнадцати годам %, а к семнадцати только %.
Виды одаренности Виды одаренности По критерию «степень одаренности» можно выделить три группы. Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %. Третьясобственно одаренные (15-25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) или их относят к умственно отсталым (2-5 %).
Психологические особенности одаренного ребенка Для чудо - чада характерна повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам, предметам действительности (знаки, цвета, звуки, технические устройства, растения, животные и т. д.) либо определенный формат собственной активности (физической, познавательной, художественно- выразительной и т. д.).
У таких детей отмечаются тонкая линия ощущений, сильное реагирование на те или иные раздражители. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, наличие интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно.
Одаренных детей отличает повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых.
Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Он способен выполнить чертеж, нарисовать портрет, разработать алгоритм, вербально описать последовательность операций, сформулировать опорные идеи. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное.
Одаренность может проявляться и антисоциально, например через «провокации». Ребенок экспериментирует, проверяя на прочность окружающий мир, создавая порой опасные для жизни и здоровья условия. Среди таких детей бывают беспощадные разрушители игрушек. Но знайте: это не варварство, а путь познания. И тут уже задача родителя и учителя поддержать творческий импульс и направить его в позитивное русло.
Важно подчеркнуть следующее: поведение одаренного ребенка необязательно соответствует всем вышеперечисленным характеристикам одновременно. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависят от социального контекста.
Поведенческие особенности одаренного ребенка Поведенческие особенности одаренного ребенка
Три основных уровня успешности деятельности Три основных уровня успешности деятельности 1. Быстрое освоение и высокая успешность выполнения 2. Использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации 3. Выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.
Своеобразие способов деятельности такого ребенка проявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом сложное. У них особый тип обучаемости. Он может проявляться как в более высокой скорости и легкости обучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так и наоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений (этим требуется обогащение программы).
Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по- особому
Используемый материал: И. ВОЗНЕСЕНСКИЙ «Одаренный ребенок» ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА 27 Фото с сайта