Переход от дневника к портфолио Кудимова Е. В.
Для чего ученику портфолио? "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская правда" ) Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы. Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Нам всем придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы Эта дополнительная аттестация действительно необходима ребенку, к примеру, для поступления в профильные классы. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!
Философия портфолио Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В педагогической литературе портфолио характеризуется как: 1) Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; 2) Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год)
Отличия дневника от портфолио В учебное портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности: Во-первых, работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние,работы над ошибками, выполненные в классе и дома; задачи, составленные самим учащимся по теме; оригиналы, фотографии или зарисовки моделей и объектов по теме, сделанные учащимся или группой учащихся; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся (выполненных как индивидуально, самостоятельно, так и в малой группе); варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае недостижения целей; дипломы, поощрения, награды по данному предмету. Во-вторых, в портфолио входят заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; описание интервью, бесед учителя с учащимся; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном школьнике.
Выводы Дневник: Учитель Родители Ученик Портфолио Учитель Родители Ученик Школа