Использование ДО в урочной и внеурочной деятельности МБОУ СОШ 126 с углубленным изучением математики Калининского района
Актуальность рост количества учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната; возможность обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме; дефицит квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах; возможность более широкой организации профильного обучения; альтернатива репетиторству при поступлении в высшие учебные заведения; возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г I «Об образовании» Дистанционное обучение (ДО) – это совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени. Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Определения ДО
ПРИНЦИПЫ ДО интерактивности стартовых знаний индивидуализации педагогической целесообразности открытости и гибкости обучения
Недостатки - медленный обмен информацией; - невозможность обучения, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах; - затруднение оценки результатов обучения.
Факторы, изменившие ДО - повсеместное распространение персональных компьютеров; - развитие сети Интернет
Интернет позволил: - снизить стоимости доставки знаний; - унифицировать корпоративные сетевые стандарты; - создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов; - расширить рынок услуг.
Формы подачи учебных материалов: - печатные материалы; - видео - компьютерные фильмы, видеокассеты, видеоконференции; - аудио - записанные аудиоматериалы, аудиоконференции; - компьютерные данные.
Система ДО Механизмы взаимодействия компонентов системы, роли пользователей Образовательная система, обеспечивающая получение образования с помощью дистанционных технологий обучения.
Интеграция очных и дистанционных форм обучения
Модель сетевого курса дистанционного обучения
Сетевое обучение и кейс-технологии
Преимущества - гибкость; - модульность и вариативность - охват; - технологичность; - социальное равноправие; - лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала; - стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели; - интернациональность; экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Недостатки - технические возможности; - дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; - существование ряда практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ ; - социальная изолированность; - снижение разнообразия форм учебного процесса и плюрализма мнений; - создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение; - ограничение возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал.
Перспективы развития СДО Документация учебного процесса (личные дела учащихся, диагностические материалы, КИМы и др.). Электронное портфолио учителя, ученика, класса. Организация индивидуального обучения. Предметные сайты для учащихся (страничка учителя-предметника). Виртуальная школа.
Литература: 1. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. М., "Академия", 2006.Е.С.Полат 2. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. М., "Академия", Е.С.Полат 3. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, с. 4. Хуторской А.В. На урок - в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, с. 5. Хуторской А. В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе // Дистанционное и виртуальное обучение С Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – – С Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М.,