«РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ» Автор: Филипенко Лидия Алексеевна МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа 1»
вопросы: 1. Какова сущность индивидуальности? 2.Из каких компонентов она состоит? 3.Что следует делать для того, чтобы процесс становления индивидуальности ребенка протекал успешно?
Ключевые аспекты, характеризующие сущность индивидуальности 1. Первый ключевой аспект - индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке. 2. Второй аспект - индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека. 3. Третий ключевой аспект - индивидуальность как этап, уровень развития человека. 4.Четвертый аспект - индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность. характеризующие сущность индивидуальности
Смысл воспитательной деятельности Чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате - стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий.
О СНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: 1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. 2 Второй компонент индивидуальности - это задатки и способности. 3 Третий компонент - это социально-культурный опыт индивидуума. 4 Четвертый компонент - нравственная направленность 5 Пятый компонент творческая активность
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Субъекты воспитательного взаимодействия - педагог и ребенок – должны поставить перед собой следующие цели: -создание условий для развития и проявления индивидуальности детей {педагогическая цель); -эффективное использование возможностей стать и быть самим собой {цель жизнедеятельности и самовоспитания ребенка).
Принципы построения воспитательного взаимодействия: целостность; бинарность; доминантность; вариативность; сформированность помогающих отношений; творческая активность; рефлексивность.
Условия, способствующие построению помогающих отношений. восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; конгруэнтность педагога; безусловно положительное отношение взрослого к ребенку; эмпатийное понимание ребенка; ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.
Конгруэнтность – соответствие, совпадение, равнозначность Эмпатия – категория в современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого на непроизвольном уровне. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния, проникновение, чувствование переживания другого человека.
Составляющие содержания воспитания: созидание авторского отношения человека к собственной жизни, к своему социальному и природному окружению; развитие задатков и способностей растущего человека; освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности; формирование нравственной направленности ребенка; развитие творческой активности детей.
Способы взаимодействия воспитателя и его воспитанника Способы деятельности педагогаСпособы самодеятельности ребенка Методы и приемы познания ребенкаМетоды и приемы самопознания Методы и приемы понимания ребенка и его жизнедеятельности Методы и приемы самопонимания Методы и приемы педагогического проектирования Методы и приемы самопроектирования Методы и приемы помогающего созидания Методы и приемы самосозидания (самостроительства) Методы и приемы педагогической рефлексии Методы и приемы саморефлексии Методы и приемы педагогической коррекции Методы и приемы самокоррекции
Формы воспитательной работы, - учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Т.К. Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова); - циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стать самим собой», «Познай себя», « Сотвори себя сам»; альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»; игра-путешествие в мир своего «Я»; тренинг саморазвития, личностного роста; мастерская самопроектирования; творческая самопрезентация; персональная выставка; бенефис; смотр-конкурс «Ученик года»; гостиная «Зажги свою звезду»; книжка (тетрадь) достижений; портфолио ученика; личный сайт школьника. способствующие развитию и проявлению индивидуальности ребенка
Основные компоненты индивидуальности - авторское отношение человека к себе и окружающей действительности, - задатки и способности, нравственная направленность, творческая активность, - социокультурный опыт познания и преобразования себя и окружающего мира.
Критерии оценки результативности деятельности ребёнка по развитию собственной индивидуальности самоосуществимость (реализация потребности стать самим собой); самоэффективность (использование своих потенциальных и реальных возможностей); самоудовлетворенность (ощущение чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью).
Спасибо за внимание!