1 Об актуальных тенденциях развития общего образования в Российской Федерации Екатеринбург октябрь, 2009 год
2 Вехи образовательной политики последних лет 2001 год – определение принципов (качество, доступность, эффективность) и системы действий 2004 год – смена ведомств, принятие принципиальных документов (март и декабрь) 2005 год – объявление приоритетных национальных проектов, становление проектного управления 2007 год – совет по реализации приоритетных национальных проектов, задача разработки новой модели образования 2008 год – разработка концепции долгосрочного развития до 2020 года
3 Где зафиксированы приоритеты образовательной политики 1.Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) 2.Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) 3.Приоритетный национальный проект «Образование» на годы 4.Федеральная целевая программа развития образования на годы 5.Национальная инициатива «Наша новая школа» 6.Интегрированный закон «Об образовании»
4 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
5 1. Обновление образовательных стандартов новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
6 1. Обновление образовательных стандартов Требования к результатам зафиксированы метапредметные, личностные, предметные результаты; разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку; зафиксирован компетентностный подход структуре определены разделы ООП (содержательно и количественно); зафиксировано наличие частей, обязательных и формируемых участниками образовательного процесса и их соотношение; включена «неаудиторная занятость» (внеурочная работа);
7 1. Обновление образовательных стандартов Требования к условиям кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
8 Порядок утверждения ФГОС третьего поколения 3. Федеральный уровень - Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 утверждены Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов - проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке); - публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы (уровень вуза – участие в экспертизе ФГОС); -все экспертные заключения рассматриваются на Совете; - принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; - ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте
9 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования доработан, прошёл необходимые согласования и антикоррупционную экспертизу, в ближайшее время будет подписан Министром и направлен в Минюст России на юридическую экспертизу (окончание утверждения – октябрь 2009 года); 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (срок внесения в Совет при Министерстве – середина декабря 2009 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии концептуальной разработки (завершение разработки концепции – ноябрь 2009 года)
10 Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: -разработка примерных образовательных программы, включающих в том числе: - базисный учебный план; -примерные программы учебных предметов; - остальные примерные программы в соответствии со стандартом Образовательное учреждение - разрабатывает основные общеобразовательные программы программы, включающие учебный план, рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
11 2. Талантливые дети Культивирование талантов из общей школьной среды Широкая самопрезентация Конкурсы Дополнительное образование Крупные современные образовательно-творческие центры (базовые профильные школы, лагеря) Эксклюзивное сопровождение Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений Слеты одаренных детей Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка очно-заочные школы, программы профильного обучения доступность современных учебников, ЭОР портфолио
12 3. Развитие учительского потенциала Конкурсная поддержка лучших учителей в развитие ПНПО Внедрение НСОТ: зарплата зависит от качества Педагогическая практика и стажировки на базе победителей ПНПО Повышение квалификации модульный принцип информационные технологии подушевое финансирование школ Педагогическое образование современная психолого-педагогическая подготовка инновационные программы бакалавриата и магистратуры Обновление аттестации: подтверждение квалификации Обновление квалификационных требований: компетентностный подход Достойная пенсия
13 4. Современная школьная инфраструктура («российская школа не должна быть «ветхой»…) Обновление норм проектирования и строительства школ, современый школьный дизайн Обновление СанПиНов Безопасность и комфорт, школа ступеней Эффективное школьное хозяйство финансовая самостоятельность Партнерство в социальной сфере интерактивные выставки совместные проекты
14 5. Здоровье школьников Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья Выбор предметов и курсов, формирование индивидуальных образовательных программ Заинтересованность в учебе Желание заботиться о своем здоровье, стремление к здоровому и ответственному образу жизни Инклюзивное образование