Нарушения письменной речи
Психологическая готовность к обучению в школе Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задание педагога, т.е. учиться.
Психологическая готовность к обучению в школе Информационный блок готовности составляют качество, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранения разнообразной информации в процессе обучения. Управление деятельностью. Учебно-важные качества 5го блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Психологическая готовность к обучению в школе Принятие учебной задачи – понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок готовности отражает элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения. Этот блок готовности отражает элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.
История развития письменной речи Этапы: пиктографическое письмо (рисуночное); иероглифы (обозначая отдельные слова) звуковое или фонематическое письмо (после открытия фонемы, когда слово стало делиться на звуки). А) слоговое письмо Б) собственно-звуковое письмо Единицей чтения и письма является слог.
Уровни письма Сенсорно - моторный – обеспечивает технику письма. выделение отд. Звуков – определение последовательности этих звуков; соотнесение звука с буквой; перевод зрительных образов букв в двигательные Письмо, как речевая деятельность. Человек получает возможность излагать свои мысли. Техника письма не осознается и не препятствует свободному изложению мыслей.
Дифференциальные признаки письма Система противопоставлений по графическим признакам (в рукописном варианте): а-о, б-д, ш-и, п-т, и-у, не совпадающая с устноязыковой. глухиезвонкие согласные противопоставлены графически (б-п, д-т), а мягкиетвердые только позиционно (т. е. признак мягкости обозначается стоящей следом гласной: лилы);
Дифференциальные признаки письма Просодика как слова (ритмическая структура, ударение), так и фразы (интонация, смысловое ударение) не маркирована в письме, хотя функционально имеет значительный вес
Дифференциальные признаки письма Письменный язык представлен тремя системами знаков, являющихся аллографами (прописные, строчные и печатные), которые во многих случаях графически существенно отличаются друг от друга; письмо имеет весьма условные и довольно жесткие правила орфографии.
Предпосылки письма Возможность четкой слуховой дифференциации звуков (мягкие и твердые, звонкие и глухие, шипящие и свистящие). Правильное произношение всех звуков речи. Развитие фонематических представлений и нач.форм фонематического анализа слов. Сформированность пространственных представлений. Достаточное развитие тонкой ручной моторики.
Функциональный состав письма I блок - блок регуляции тонуса и бодрствования Поддержание активного тонуса коры при письме
Функциональный состав письма II блок - блок приема, переработки и хранения информации Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память. Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений. Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов. Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов
Функциональный состав письма III блок - блок программирования, регуляции и контроля Эфферентная (серийная) организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений Регуляция психической деятельности - планирование, реализация и контроль акта письма
Классификация речевых нарушений КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ I I. Нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания Дислалия Дизартрия Ринолалия Заикание Тахилалия Брадилалия Нарушения голоса Нарушения структурно-семантического оформления высказывания Алалия Афазия II. Нарушения письменной речи Дисграфия Дислексия дисорфография ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Первая группа Нарушение средств общения Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) Общее недоразвитие речи (ОНР) Общее недоразвитие речи Вторая группа Нарушения в применении средств общения Заикание
Ошибки звукового анализа Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат. Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях: встреча двух одноименных букв на стыке слов:стал лакать, прилетают только зимой; соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные. настала, ходили, хрустит
Ошибки звукового анализа Перестановки. Чумал- чулан, зверошился – взъерошился Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр. Вставки гласных букв при стечении. Ноябарь, декаборь, дуружно Рручей, окно
Ошибки фонематического восприятия Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель; лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы; заднеязычные – черемука, горговой, за голмом; сонорные хородный, лабота; свистящие и шипящие, аффрикаты: шиски, жажгли, нещёт, ч-щ – стущал, роча, ч-ц – сквореч, чапля, ч-ть – черчит, утитель, ц-т – пцицы, ц-с – куриса
Смешение букв по кинетическому сходству о-а – бонт, куполся, сенокас - б-д – людит, убача - и-у – прурода, кукишка - т-п – стасли, шатка - х-ж – ех - л -я – апреяь - г-р – гечка, ролодный, ветег Причина – неокрепшие связи между звуком и буквой, между артикулемой и графемой и графемой и кинемой
Антиципации В пределах слова – «на девевьях, дод крышей»; в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… - У насть дома есть…»; возможны антиципации и персеверации слога «стутупали», «спуспуклись», «мелго мелкой рыбы»
Персеверации В пределах слова – «магазим»; в пределах словосочетания - «у деда Модоза»; в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм». Причиной этих ошибок является слабость дифференцировочного торможения
Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях: когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи; при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», « пчелы» и др.).
Ошибки на уровне слова Слитное написание слов Служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом « ветки елии сосны», «кдому, надерево»; слитноенаписания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна». Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза.
Ошибки на уровне слова Контаминации слов Лепят бабу – лептбау, была зима - блзм Морфемный аграмматизм Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась.
Ошибки на уровне предложения Нарушение связи слов в предложении (согласование и управление); неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков); согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)
Ошибки на уровне предложения Неправильное употребление предложно- падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.); пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик _____песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)
Ошибки на уровне предложения Нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.); неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи
Дифференциация ошибок письма (По Ястребовой А.В.) Специфические ошибкиОрфографические ошибки Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов 1.Смешение и замены согласных (оппозиционных) 2.Пропуск гласных 3.Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв) 4.Раздельное написание частей слова 5.Замены и смешения йотированных букв 6.Графические ошибки 1.Правописание парных звонких и глухих согласных 2. Правописание твердых и мягких согласных 3.Разделительный твердый знак 4.Разделительный мягкий знак 5.Удвоенная согласная 6.Непроизносимая согласная 7.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Дифференциация ошибок письма (По Ястребовой А.В.) Специфические ошибкиОрфографические ошибки Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи 1.Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству 2.Различные искажения слоговой структуры слова 3.Ошибки падежных окончаний 4.Ошибки предложного управления 5.Ошибки согласования 6.Слитное написание предлогов со словом 7.Неправильное использование суффиксов, приставок 1.Правописание безударных гласных 2.Правописание родовых окончаний 3.Правописание падежных окончаний 4.Правописание предложных окончаний 5.Правописание личных безударных окончаний глаголов 6.Правописание предлогов 7.Правописание приставок, суффиксов, союзов и союзных слов. 8.Однородные члены предложения
Дифференциация ошибок письма (По Ястребовой А.В.) Специфические ошибкиОрфографические ошибки Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи 1.Нарушение порядка слов в предложении 2.Различные деформации предложений (пропуски, недописывания, искажения) 3.Отсутствие границ предложения 4.Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного) 1.Заглавная буква в начале текста и знаки препинания в конце. 2.Трудности составления письменного плана Трудности вычленения частей текста 3.Трудности оформления связного письменного текста 4.Трудности вычленения смысла письменного дискурса